Почитай

Мы все вместе должны заявить нашим врагам, что наше отечество - мировая держава, что с Россией лучше дружить. Врагов она всегда побеждает.
Рамзан Ахматович Кадыров
Сала-уздень
Сала-уздень
2021-05-14 08:01:00
Эндирей Часть III Земля обетованная

 …всякий народ познает себя народом, вглядываясь в свои предания

Княжество, чьей столицей являлся Эндирей, в моменты правления Султан-Мута и его потомков сумело сохранить политическую независимость и укрепить собственное влияние на Северном Кавказе. У кумыков нашли приют немало кабардинских и балкарских князей, бежавших от войны у себя на Родине. Зачастую выходцы из эндиреевских богатых семей принимали участие в урегулировании пограничных конфликтов между воинствующими соседями. Не единожды они выезжали на советы по решению вопросов, связанных с внешней политикой.

В то время центр его Эндирей превратился в опорный пункт для кабардинских князей, вынужденных скрываться от преследований врагов. Они находили здесь приют и покровительство эндиреевских владетелей, бывших в родстве с кабардинскими князьями, и при их поддержке продолжали вести борьбу со своими противниками

В XVII-ом веке эндиреевцы были полностью вовлечены в жизнь Дагестана и всего Северного Кавказа, потому что они задумывались не только о собственной безопасности и благополучии, но и переживали за своих соседей. Такой политики придерживался Султан-Мут и его соратники, превращая Эндирей и всю Кумыкскую плоскость в землю обетованную, где каждый может найти дом и получить защиту. Поэтому среди кумыков пользовались почётом именно те, кто мог пойти на риск и с оружием в руках, сохроняя покой в их домах. В обществе сформировалась прослойка сала-узденей — представителей дворянского сословия, «полицейских» того времени, что стояли на страже порядка. Как правило, люди каждый день жертвовали своими жизнями, а взамен их одаривали землями, невольниками, оружием и всячески благоденствиями.

Султан-Мут

Предания и древние летописи, в чей смысл мы пристально вглядываемся сегодня, сообщают, что сала-уздени всегда чувствовали большую ответственность перед Всевышним и своей совестью. Защита народа, отнюдь, не простой заработок, а тяжёлое бремя, выпадавшее только на плечи людей с большим мужеством. За счёт них город был всегда хорошо защищён, люди спали спокойно и доверяли тем, кто управлял государством.

В то время аул мог похвастаться полноценной и насыщенной жизнью. В Эндирее Султан-Мут всегда принимал послов, которые приезжали из разных стран и народов мира. Тогда государства на территории Дагестана являлись субъектом международной политики. Торговые и экономические соглашения заключались с представителями европейских, в частности немецких, и восточных посольств. Также в первой половине XVII века эндиреевцы оказывали упорное сопротивление войскам иранских шахов, пытавшихся установить свое господство над кумыками и другими народами Кавказа.

Между дагестанскими правителями и кабардинскими владетелями шла упорная борьба за первенство на Северном Кавказе. Кабардинцы в своем устремлении раздвинуть границы, усилить влияние встречали противодействие со стороны шамхала, а также не менее сильных эндиреевских властителей, которые также стремились к постоянному расширению границ и объединению их под единым знаменем ислама

Кабардинцы - неотъемлимая часть населения Эндирея 

Издревле кумыки имели общую территорию расселения с чеченцами — Ичкерию. Жили буквально бок о бок и нередко приходились родственниками. Поэтому, когда «между аулами начали возникать поземельные споры, оканчивавшиеся нередко кровопролитием» чеченские племена, стали просить помощи знатных соседей. Одним из таких был выбран Шеами-хан из Ауха. В его руки предоставляли власть, которой он мог пользоваться при разбирательстве споров и решении поземельных прав, что возникали между чеченскими родами. Резиденция ауховского князя располагалась в Эндери. По сути он являлся обычным работником, за чей труд ему предоставлялась зарплата — обязывались платить по одной мере хлеба с каждого двора, по одному барану с каждого стада и т.д. Чуть позже на этом посту произошла смена и Султан-Муту было суждено занять его место.

Таким образом, два народа — кумыки и чеченцы — только усилили «тесные и добрососедские отношения». Это отразилось в общности духовной и материальной культуры, между ними постоянно происходил обмен культурными ценностями, экономические контакты, что тоже сказывалось на схожести общественного развития.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS