Почитай

Люди стремятся к красоте, к совершенству, а значит, им необходимо искусство, необходима красота, которая должна, наконец, спасти эту землю.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Вечерний Грозный
Вечерний Грозный
2019-10-11 19:45:00
Этническая стереотипичность чеченской нации

Стереотипы куда интереснее разрушать, нежели жить в их власти.

Этническая стереотипичность чеченской национальности в сознании русских начала активное формирование в период перестроечного времени. Вторая половина 1980-х годов знаменовала приход масштабных перемен в идеологическом, экономическом, политическом сферах мировоззрения людей, проживающих на территории разваливающегося СССР.

Этнолог Валерий Тишков в своем труде о чеченской войне пишет о том, что жители в основной массе не знали чеченца, не знали ингуша. Что это за национальность. Каковы ее традиции. Каков нрав и обычай этих людей. И чем дальше проживал конкретный человек от Чечено-Ингушетии, тем более он ошибался, полагаясь на информацию, предоставляемую газетными и телевизионными новостями. Жители примыкающих районов к территории проживания представителей чечено-ингушской национальности имели больший опыт и более правдивую информацию, в некотором роде даже претендуя на знание самих чеченцев, если в этом возникал актуальный диспут. Но мнение большинства жителей опиралось на информационное поле, снабжаемое печатными изданиями.

Мечеть "Сердце Чечни"

К чему пришли, с начала 1993-1994 гг ВЦИОМ провел расследование среди россиян, анализируя отношение русских к чеченцам. Результаты шокировали: уровень ксенофобии россиян по отношению к чеченцам зашкаливал. Графой еще выше стоял обобщенный образ «кавказца». При этом почти 50% жителей Москвы признались, что информация, повлиявшая на их точку зрения в отношении чеченской национальности из печатных изданий и телевизора.

При слове «чеченец» у людей возникала стойкая ассоциация с насилием, жестокостью, мафией, убийством.

А все дело в том, что такой феномен, как стереотипичность играет незначительную роль там, где в противовес малограмотному освещению событий прессой выступает жизненный опыт человека, его образованность и непредвзятый взгляд на вещи. Но она же оказывает значительное влияние на формирование ошибочной точки зрения, если человек не имел повседневных контактов с малыми народами, не знает их традиций и обычаев, но считает своей обязанностью составить «свое мнение» исходя из того, что ему внушает окружающее информационное поле.

Бароновский мост в Грозном

Вернемся в 90-е. «Чеченец-бандит» стал активно фигурировать в прессе в образе людей, выходцев из Чечни, принимающих активные занятия в экономической деятельности. Милицейские сводки, криминальная хроника того времени пестрят представителями кавказской национальности. За довольно короткий срок удалось сложить миф о свирепствах чеченской мафии.

Шок и ужас на обывателя наводило только одно упоминание о чеченской мафии, считающейся самой организованной и мощной преступной группировкой. Наиболее громкую известность и соответствующее освещение в новостных сводках получили финансовые манипуляции, связанные с «чеченскими авизо».

Газетные сводки шокировали людей масштабами причиненного российской казне ущерба: «…чеченцы похитили 36 миллиардов рублей…». (Известия 16.08.95). Эмиль Паин называет еще более огромную сумму: «…при помощи использования кредитных чеков похищена сумма около четырех триллионов рублей». (Известия 08.02.95). Самое интересное, что столь эффективного внедрения в сознание масс отрицательного персонажа «чеченца-бандита» ужаснулся сам создатель сводок «Независимая газета». В дальнейшем они пытались исправить созданный ими же стереотип. Но безуспешно.

О «подвигах» «чеченской мафии» писали не только журналисты, но и сами жители, возмущенные выходками «маленького» народа в столь гигантских масштабах.

Веденский район. Чечня

Особенно отличался гневными новостными в адрес «чеченской мафии» «Московский Комсомолец». Любимые газетные зарисовки о заказных убийствах, украденной нефти, наркотиках, играх с валютой, заложниках, захватах, угонах — многократно усиливали, вдалбливая в сознание масс стереотип «чеченца-бандита».

К сожалению, на тот момент в Москве большая часть жителей размышляла так: «Хороший чеченец — мертвый чеченец».

Незнание порождает домыслы, невежество, сомнение и страхи. Это весьма благоприятная почва для взращивания «собственной культуры» античеченских настроений. Информационный острый потоп с начала 1991 года обрушил скудные знания о чеченской нации, на корню заглушив их стремительными сенсациями дудаевского переворота, самопровозглашенной независимости, фальшивыми авизо, угонов самолетов, чеченской мафии и многим другим.

Что этому можно было противопоставить на тот момент? Банально сработал феномен толпы, обусловленный повышенной внушаемостью. Прямая выдача отрицательной резко негативной информации о чеченцах стала существенным фактором борьбы на политической арене. Только и всего…

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS