Почитай

Если я стану президентом, я заявляю, что не будет ни одного похищения! А человек, совершивший его, понесет заслуженное наказание!
Рамзан Ахматович Кадыров
Горцы на охоте
Горцы на охоте
2021-07-05 08:00:00
На ингушской охоте Часть II Охотничий язык и пережитки

Наконечники стрел, ножи, рисунки оленей со сценами охоты на них, а также целых два покровителя — следы былой Ингушетии. Местные дикие племена до появления скотоводства и земледелия жили за счёт добытого. Они развивали в себе тонкий слух, острое зрение и крепкое здоровье, однако после овладения навыками выращивания продуктов промысел начал использоваться в качестве подсобного варианта.

Живя в горах Ингушетии охотникам каждый раз приходилось собираться в поход —  дикие животные водились далеко от мест обитания людей. Перед отправлением обязательно совершался ритуал и читались молитвы защитнику путников и зверей богу Елте.

Понятие спецовки существовало у ингушей уже в древности. Собираясь на охоту, мужчина всегда надевал снаряжение. Особое внимание он уделял обуви, которая делалась из грубой сыромятной кожи с плотной плетёной подошвой, чтобы не скользить. Для сохранения ног в тепле внутрь клали стебли ковыля, не пропускающих воду. Обычно охотник высушивал это растение и хранил на чердаке, используя всё зимнее время.

Горцы за готовкой

Горы, покрываясь льдом, были очень опасным местом и для таких случаев ингуши использовали специальные подковы в форме треугольника. В основном их применяли тогда, когда шли за турами, которые обитали в высокогорье.

Также необходимой частью охотничьего снаряжения выступали специальная палка и клюка с наконечником, который делался из рога крупного животного.

Множество свидетельств о занятиях охотой сохранились в ингушском фольклоре. Таковы предания о Сеска –Солсе

Со временем среди охотников вырабатывается язык, в котором все термины и понятия выражаются иносказательно. Ингуши делают это для того, чтобы добиться успеха в промысле. Они верят в то, что животные понимают человеческий язык, поэтому накладывают запрет на произнесение некоторых слов, прежде всего на названия ряда животных и некоторых птиц. Таким образом их намерения становится непонятны зверям. Поэтому лиса, серна, косуля, медведь, тур и так далее носят условные имена, ясные только добытчикам.

Охотничий поход

О существовании у ингушей культа зверей свидетельствуют изображения различных животных на рукоятках боевого холодного оружия, украшениях, подвесках и пряжках, а также сохранившиеся отголоски целительной магии, основывающейся на приписываемых определенным частям тела животного лечебных свойствах

У ингушей, как и у многих других кавказских народов, существовало строгое правило — не убивать за одну вылазку больше 2-3 животных и не трогать, находящихся в состоянии беременности, самок. Жёсткая регламентация существовала независимо от того сколько было человек в охотничьей группе. В обязательном порядке после удачного похода рога и череп животного относились к святилищу с молитвами и благодарностями божеству, а одна из филейных частей доставлялась непременно жрецу.

По народным верованиям, удачная охота зависела от милости и расположения одноглазого бога охоты Елта. Имя бога охоты даже не произносилось после захода солнца и всячески табуировалось

Пережитком древнего обычая охоты является правило, существующее до сих пор. Оно гласит: «мясом и мясной пищей ведает исключительно глава семьи или старший в охотничьей группе». Дальше это превращается в традицию и на общественных пирах, свадьбах, поминках возле котла обязательно стоит мужчина, разделывающий тушку барана.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS