Почитай

Надо сохранить и приумножить вековое достояние своего народа.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Дом приемов в Грозном. Архитектор  Карл Витберг
Дом приемов в Грозном. Архитектор  Карл Витберг
2019-03-25 18:57:00
Культурный центр «Дом приемов» 

Эта архитектурная композиция послужила роковой чертой известной, яркой личности культуры России начала XX века. Ожив в Грозном, творение художника заставило говорить безжизненную груду камней. 

Когда началось возведение крупного многофункционального культурного центра, РИА новости мгновенно подхватили эту весть, разнеся ее по всей округе. Еще бы! Основой эскиза современного здания, составившего гордость Грозного, служил проект сооружения 1817 года, творение архитектора Александра Витберга.

Многострадальный проект принес художнику много горя, хоть и был удостоен чести слов самого Государя, сказавшего: «Я хотел, чтобы храм не был грудой наваленных камней, как обычное здание. Но я не мог и предположить, что Вы заставите говорить камни».

Проблемы с постройкой храма начались изначально: грунт до конца не был исследован, сложность переправки камней по реке, нехватка бюджета, поиск материала для стройки, болезни рабочих. Возведение сооружения было приостановлено и перепоручено Аракчееву, который в скорости умирает.  Вдобавок ко всему Витберга обвинили в хищении государственных сумм. В момент судебного процесса у художника скончались жена и отец.

Для несчастного архитектора суд закончился тяжелым ударом. Он верил, что, невзирая на интригу завистников, правда возьмет верх. Но как всегда, необходимые документы уничтожили, экспертизы сфальсифицировали, а настоящие виновники «ускользнули».

Одни современники в мемуарах о Витберге отстаивают его честное имя. Другие ругают в расхищении государственного бюджета. Так или иначе, с ожившим грандиозным проектом уже в Грозном, связаны и звездный час, и окончательный крах надежд и творческих начал русского художника.

К сожалению, строительство храма по эскизам Витберга эпохе XX века оказалось не по силам. Отсутствие надежной власти, слабый аппарат управления, непрофессиональные строители и расхищение бюджетных средств уничтожили «чадо» талантливого архитектора. Великую идею воссоздал Грозный, назвав архитектурный комплекс достойно и строго — «Дом приемов».

Проект Витберга воскрешен с гармоничным сочетанием новейших и старинных строительных технологий. «Дом приемов» прекрасно вписывается в общий монументальный вид столицы Чеченской Республики. Своей колоссальностью здание соответствует величию Грозного. Форма имеет нечто самобытное в строгом архитектурном исполнении традиционного православного храма. Это не мертвая масса камней без идеи, но выражение духа, архитектурная обоснованная потребность «живого» строения.

Проектируя здание, художник заложил в архитектурную композицию философско-религиозный замысел: храм тела, храм души, храм духа в одном целом, подобно человеческому существу, пребывающему тройственным, но составляющим единое целое.

Здание спроектировано трехчастным, объединяя три яруса в простую классическую форму. В вечернее время купол здания переливается всеми цветами радуги.

Культурный центр уникален, объединяя под куполом несколько залов: выставочный и главный театральный залы, детскую школу искусств, бальный, банкетный залы и комфортное помещение для приемов. Театральный зал с отличной акустикой, не уступая по совершенному звучанию известному театру Ла Скала.

Выставочный зал спроектирован с учетом современных технологий показа и хранения художественных произведений. Все помещения оборудованы средствами безопасности, позволяя принимать в столице Чеченской Республике выставки международных масштабов.

Проект «Дом приемов» еще не приблизился к завершению, а по прессе и просторам Рунета пополз шумок о плагиате с образца двухсотлетней давности. Критики кричали: «Нет чистоты идеи, хоть и талантливо». 

Да, пожалуй, с критиками можно согласиться. Идею «содрали», дав жизнь творению яркого художника. Хотя… Вертикальные линии, арочные окна, куполообразная кровля, грузное строение, компенсируемое простотой конструирования — вопрос плагиата достаточно сложный.

Составляя текст, мы нет-нет, да и приведем цитату другую, минуя указание источника. И в этом нет ничего плохого, читатель понимает, о чем идет речь. Так и в архитектуре. Или что, не применять арки, ионические колонны в современных строениях, если их появление относится к эпохе Возрождения?

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS