Почитай

Самое важное — вывести людей из состояния войны и немедленно дать им в руки орудия труда, дать им работу. Это, как ничто другое, убедит чеченцев, что Россия действительно хочет помочь им навести порядок.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Ташев-Хаджи
Ташев-Хаджи
2020-11-14 08:00:00
Ташев-Хаджи Часть I Восхождение

В истории освободительного движения горцев Северного Кавказа XIX в. немало белых пятен, среди которых – личность, жизненный путь и творческое наследие Ташев-Хаджи…

Так много он сделал, но так мало мы знаем. Его детство, отрочество и юность не известны. Непонятно под какими натисками ковался тот, кто смог впервые в истории чеченского народа объединить большую часть вайнахский обществ под своим началом. Ташев-Хаджи достучался до сердец горцев. Будучи шейхом суфийского братства Накшбандийя и муллой родного села Эндирей, он снискал к себе большой авторитет среди чеченцев и богословов. После смерти «грозы Кавказа» Бейбулата Таймиева, он выдвигается в качестве руководителя национального освободительного движения.

Гази-Магомед

До сих пор по всей Чеченской республике есть последователи этого шейха, которых можно отличить по красной повязке поверх головного убора. Место его захоронения — объект поклонения для мусульман независимо от принадлежности к тому или иному тарикату или вирду

Ташев –Хаджи решает под эгидой ислама объединить горцев и сблизить народы Чечни и Дагестана. Религия была тем фактором собирающем воедино разрозненные до того племена. Мысли о едином народе не покидают его, он пытается донести это до людей, и постепенно утверждает своё влияние в Большой Чечне, Ичкерии, Аухе и Кумыкии.

Магомед Ярагсский - духовный наставник Ташев-Хаджи

В 1829-ом году, один из самых отважных горских предводителей, Гази-Магомед объявляет газават —священную войну. Суфийское братство Накшабандийя незамедлительно оказывает поддержку за что эндиреевский мулла удостаивается места среди его сподвижников. Он становится личным заместителем имама и за это время успевает разработать программу по объединению чеченского народа. В ней прописывались определенные правила, выполнение которых создавало основу для сплочения.

Вводя аскетичный образ жизни, Ташев-Хаджи намеревался устранить древние горские обычаи —адаты. В первую очередь, он боролся с кровной местью, которая приносила огромный ущерб населению и мешала объединению местных общин. Много внимания уделялось и борьбе против пьянства, курения табака, что препятствовали созданию нравственного общества.

Село Эндирей

Все положения были сформированы на основе норм шариата и отличались особой строгостью. Туда входили запреты на проведения языческих обрядов, употребление горячительных напитков, общение незнакомых мужчин с женщинами. Было неприемлемо собираться представителям двух полов на базаре, веселиться и играть руг с другом, также строго регламентировалось ношение женщинами покрывал на лице. Не соблюдавшие данных требований не могли спастись от мучительства никакими молитвами, им дано было вечно гореть в аду.

Внедряя нормы шариата в Чечне, Ташев-Хаджи столкнулся с традиционным духовенством. Конфликт завершился победой миссионера из Эндерея, так как на его стороне была вооруженная, идеологически сплоченная сила. К середине 30-х годов «около 100 кадиев и мулл Северного Дагестана и Чечни сидело в тюремных ямах в ожидании окончательного решения имама»

Кумыкский мулла не боялся пролить кровь на пути к своей цели, как и Гази-Магомед, устранял своих противников, не испытывая к ним никакой жалости. Они гибли по его приказу или от его рук. Когда первый имам Дагестана и Чечни погибает, у Ташев-Хаджи появляется возможность занять его место.

 

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS