Почитай

Мы все вместе должны заявить нашим врагам, что наше отечество - мировая держава, что с Россией лучше дружить. Врагов она всегда побеждает.
Рамзан Ахматович Кадыров
Поминальный осетинский стол
Поминальный осетинский стол
2020-09-06 08:00:00
Поминальный цикл. Часть I Зардаваран

Обряд зардаваран занимает особое место в поминальном цикле осетин.

Издавна у осетинского народа сложилось своё отношение к иному миру. Оно отразилось в многообразии поминальных обрядов.  Их уникальность состоит в том, что в течении года члены семьи, близкие и простые односельчане могли собраться за столом и поминуть ушедшего. Такой поминальный цикл состоит из семи ритуальных действ, каждому из которых соотвествует свой день и определённый смысл. Таким образом осетинский народ старается сохранить светлую память об ушедшем. Осетинцы верили и верят, что мир живых и мёртвых неразрывно связан. Благодаря ритуалам человеку дана возможность эту связь укрепить. 

Старинный надмогильный памятник

Зардаваран один из немногих поминальных осетинских обрядов. В этот день принято ухаживать за могилой усопшего. Для этого родственники собираются вместе, режут дёрн и покрывают им землю, под которой захоронен член семьи. Данное действо символизирует "обновление". Отныне они покойны за душу, покинувшего землю родственника. Отсюда и название "зардаваран", которое переводится как "класть дерн". Учёные думают, что название берёт своё начало ещё от дигорского слова залда - "дёрн".

Зардаваран определяется как «один из поминальных дней, приуроченный к христианскому празднику Вознесения… В этот день принято было очищать и отделывать могилы недавно умерших, обсаживать их цветами, молодыми деревьями, обкладывать дерном…

Со временем традиция дерноукладки сменяется на приношение животного в жертву. Родственники берут ягнёнка или барана, посвящая его покойному. Сердце животного символично закапывается у изголовья могилы. Это свидетельство о том, что родные и близкие помнят об ушедшем и до сих пор считают его членом семьи. Он навсегда останется в их сердце. Отсюда идёт иное толкование этого обряда, что означает "класть сердце" или "успокоение сердца". 

 

Старинный некрополь в Осетии

 

Теперь уже дерн не кладут, раньше это – клали дерн, и мы ходили, копали дерн, вот такие четырехугольники вырезали, тонкими слоями снимали и клали на могилу, для того, чтобы земля на могиле не рассыпалась.

 

Помимо сердца могли закапать ногу зарезанного животного, рыбу или даже кровь. Атрибуты были выбраны не просто так, у каждого из них есть своя функция и значение. Закопанная рыба, по поверьям, утоляет жажду умершего, доставляя ему воду, а нога смахивает утренную росу с его могилы. Кровь животного даровала силу не только умершему, но и родственникам справиться с болью утраты.

 

Культура погребения осетинского народа уходит корнями к ираноязычным предкам

 

Вместо дёрна теперь клали траву. Из числа младших бралось четыре человека, которым дана была возможность совершить обрядовое действие. Они брали сдобный пирог и по его контору вырезали кусок земли с травой. Вырезанное переносилось на могилу. Кусочек земли из родного села определял человека уже в потустороннем мире. Было важно, чтобы ему принадлежала часть его земли .

Трава во всех ритуальных текстах ассоциируется с представлениями о рае, в котором есть место только тем, кто на земле был достойным человеком.

Пройдя сквозь века обряд зардаваран остается неотъемлемой частью традиционно-ритуальной религии осетин, основный смысл которой заключается в идеи цельности и единства мироздания. В этом как раз и проявляется вся глубина и сущность философского мышления целого осетинского народа.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS