Почитай

Я ведь всю жизнь ходил с автоматом. А я мечтаю свободно ходить по улицам, как обычный человек, прийти в клуб или в ресторан без охраны, сесть за стол с друзьями и не загадывать, что будет завтра… Я всегда хотел мирной жизни и всегда мечтал помогать людям.
Рамзан Ахматович Кадыров
Замковый комплекс Эгикхал
Замковый комплекс Эгикхал
2019-10-26 07:00:00
Жилая башенная архитектура Эгикхала

Говоря о периоде Средневековья, мы по обыкновению вспоминаем европейскую цивилизацию с ее массивностью романского стиля, утонченной готической розой, оттоновской мозаикой и фресками. Но зачем так далеко взбираться?

Памятные объекты эпохи Средневековья есть и в других местах. Например, в одном из субъектов РФ Ингушетии замковые комплексы указанного периода сохранились практически идеально. Древние ингушские города Эгикал, Таргим, Вовнушки и т.д. вызывают все более углубленный интерес, как среди ученых, так и у обывателя туриста. Но мы сейчас не о парадоксах общества.

Попробуем почувствовать себя путешественником во времени и переместиться в Эгикхал, — один из тех сохранившихся замков, где среди величия и могущества каменных рукотворных изваяний, насквозь пропитанных историей, чувствуешь себя маленьким и ничтожным. Древние зодчие возводили башни на века. Они прошли сквозь призму разрушительных войн, вандализма, природных катаклизм, сохранившись, как уже было сказано выше, практически идеально. Как? Как их строили?

Кладка жилой башни гала

Перед возведением башни тщательно готовилось место. Выбирали участок и обильно поливали его молоком. Если белая жидкость не впитывалась в основание, объявляли о начале строительства. Если молоко хорошо просачивалось в грунт, рыли до скальной породы. Горцы учитывали особенности почвы, включая удаленность от водных источников. Для горского жителя вода — это жизнь, заключающаяся и в плодородии в том числе. В горах трудно что-то вырастить. Даже маленький кусочек плодородной земли в горской местности шел на вес золота. Его берегли, защищали, не занимали под постройки.

Молоко, земля, вода… что еще? Камень. Этого материала в горах в избытке. Все башни Эгикхала, включая окрестные аулы, строили по циклопической технологии. То есть, стены выкладывали из крупных каменных блоков без раствора.

Изначально в аулах возводили только жилые башни — галами, состоящие из двух или трех этажей с заключительной плоской крышей. Внутри башни по центру ставили каменный столб, на который крепили этажные перекрытия. Сама башня по форме напоминала прямоугольник.

Внутренняя структура башен

Каждая гала, то есть башня, предназначалась для определенного рода, который и построил эту самую башню. В настоящее время баши именуют по фамилии семей, проживавших в них ранее. Первый этаж отдавали для скота. Верхние этажи занимали люди, иногда сразу несколько кровных семей. По крепкой традиции рядом с гала сразу строили склеп.

Это мы представители современности, что ветер в поле, не привязаны ни к месту, где родились, ни к роду. Средневековые ингуши предпочитали жить на одном месте, сменяя друг друга. Семейную усадьбу никогда не покидали.

Башенный быт основывался на простоте и удобстве. Толстые каменные стены хранили вещи. Готовили, разжигая открытый очаг, расположенный в центр жилого помещения. Топились по-черному. Но это мы думаем, что если топить по-черному, значит задыхаться в дыму в смоляном помещении, а то и вовсе спалить все в округе.

Топить-по-черному — целое искусство. Хорошо зная свое дело, хозяйка растапливала очаг так, что дым тонкой струйкой поднимался к потолку, аккуратно стелясь над людьми, он тянулся к окошку, взамен отдавая воздуху тепло.  

Жилое помещение башни гала

Очаг и очажная цепь, на которую вешали котел, считали священными. К очагу приглашали гостей. У очага держали семейный совет. Огонь в очаге поддерживали всегда. Вечером тлеющие угли засыпали золой. Утром разжигали. Огонь из очага переходил от поколения в поколение. Это крепкая традиция, связанная с пониманием древними ингушами значимости семейных ценностей.

На постройку жилой башни роду давался год. Если род не справлялся с задачей, его переставали уважать, считая слабым. Зодчие у средневековых ингушей обладали непререкаемым авторитетом. Даже если башню построили плохо, постройка начинала разрушаться, считали, что виноват род. Пожадничал. Мало заплатил строителям.

В скором времени древнее ингушское общество подверглось изменениям: стали появляться междоусобицы, что привело к видоизменениям в башенной архитектуре, и появлению полубоевых башен, где можно жить и использовать постройку в качестве военных целей. Полубоевые башни тоже называли галами. Но они укреплялись лучше, приспосабливались для отражения атаки и поддержания лучшей обороны. Но это уже другая история…

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS