Почитай

Надо сохранить и приумножить вековое достояние своего народа.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Окрестности селения Зумсой
Окрестности селения Зумсой
2019-08-11 12:52:00
Горные викинги

«Каждый день, как последний…»

На протяжении всей истории абречество выступает сложным многогранным явлением. В нем переплетается кровная месть и заступничество, разбой, политическая борьба против захватчика и воинская доблесть. В нем чувствуется боль и дикое желание помочь своему народу. Может, дело в этом? Их жизнь не хотели принять. Им навязывали чужое.

Первоначально абреками называли изгнанников из рода за какое-либо преступление: чаще убийство, реже кражу. Люди уходили в горы, скрывались в пещерах, выживали, как могли: совершали грабительские налеты, угоняли скот, брали в плен людей с целью выкупа, сбивались в небольшие шайки для разбоя. Были и такие, кто прятался в горах от кровного врага или, напротив, — для свершения мести.

Уходя в горы, леса, человек мог принять обет молчания, отказа от благ, обет целомудрия и т.д. Мотивы абречества могли быть позорными, преступными или благородной цели. Из знаменитых абреков есть и легендарные личности: Гажмудин Гоцинский, Хасан Исраилов, Осман Мутуев, Хасуха Магомадов, Зелимхан Хорочо и т.д.

Классическое северокавказское абречество напоминает древнескандинавских воинов викингов, только в масштабе поменьше и с учетом национального характера, менталитета. В викинги тоже уходили по схожим мотивам, становясь изгоями за свершенное преступление или позор.

Горбоносый гнедой жеребец по кличке "Обама"

До середины XIX века мотив абречества не выходил за границы горизонта, связанного с клановым родством. Все изменилось после прихода на Северный Кавказ русских войск. С присоединением северокавказских территорий, горизонт направленности абречества расширился. Горцы принялись активно защищать свои земли. Некоторые из абреков так себя и называли — моджахеды или хаджиретами, —  «борцы за веру».

С ростом городской инфраструктуры, развитием промышленности, появлением администрации из представителей русского населения, целью абречества стала социальная борьба бедных горских низов против ненасытной дворянской знати. Например, абреки собирали дань с уездов.

Среди бела дня молодые разбойники заходили в имения помещиков и получали с управляющего деньги. Наличность в полном составе передавалась предводителю шайки. Нередко абреки делились своей добычей с бедным горским населением в качестве милостыни и собственной популяризации. Нередки случаи заступничества простого населения от бесчинствования властей.

Красота гор Северного Кавказа

С конца XIX века бесчисленные случаи нападения грабительских шаек переросли в довольно серьёзный масштаб бедствия. За 1910 год на территории Терской области Российской Империи насчитывалось около 3650 разбойничьих набегов. Систематический угон скота, пленение богатых обывателей с целью выкупа, нападение на почтовые кареты и поезда, разграбление банков и казначейства, разорение лавок и магазинов с товаром — в людях крепла уверенность в том, что абрек — это зло, требующее безжалостной расправы и искоренения.

Революционная борьба еще более расширила спектр деятельности абречества, принимая политический окрас. Многие из горцев с готовностью боролись за идею. Других нанимали царские власти с целью террора определенных лиц.

В XX веке северокавказские народы штормило от многочисленных войн. Никто не хотел расставаться с независимостью. Многие горцы шли в абреки, сбиваясь в партизанские отряды, оказывая крепкое вооруженное сопротивление против насаждаемых извне порядков.

Мушичу, Галанчожский район Чеченской Республики

История многое может поведать. Слушая исповедь абречества, невольно думаешь о современных отношениях между двумя родственными нациями: русскими и чеченцами. Мы — единый народ! Среди нас, безусловно, есть личности незаурядные. Люди, знающие цену слову «Честь»! Среди чеченцев и русских есть люди здравомыслящие и рассудительные, заботливые отцы и мужья. Лиши в одночасье каждого из нас семьи, любимых сердцу людей, дома. И каждый из нас ринется защищать то, что ему так дорого.

Равно как и абрекам, нам навязывают положения извне. Диктуют, как жить. Лишают обычного человеческого счастья. История абречества сродни истории взаимоотношений чеченского и русского населения. Так ли в нас много разного?

Среди чеченского населения слово «русский» в ходе войн приобрело негативный окрас. Среди русского населения «чеченец» — человек, не признающий законы. Впрочем, как и везде, одни рождаются и сохраняют человечность, другие — обращаются в зверей. Возможно, дело в силе и благородстве духа, а не в обстоятельствах. Все это огорчает и возмущает одновременно. Немой вопрос не дает покоя: «Что мы достигли, и был ли в этом смысл…»

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS