Почитай

Если я стану президентом, я заявляю, что не будет ни одного похищения! А человек, совершивший его, понесет заслуженное наказание!
Рамзан Ахматович Кадыров
Волки Северной Осетии
Волки Северной Осетии
2021-02-18 08:00:00
Культ волка Часть II Тюрки и осетины

Кроме как у чеченцев на Северном Кавказе культ волка встречался в традиционных представлениях тюркоязычных народов — кумыков, карачаевцев, балкарцев, ногайцев. У них существовали собственные обычаи с волчьими атрибутами.

По достижении определённого возраста ребёнку давали съесть сердце или печень волка, считалось, что это дарует силы, и из мальчика вырастит храбрый и отважный мужчина.

Когда человек обвинялся в грабеже, то это проверяли следующий образом: в руку клали зажжённую волчью жилу или отправляли перепрыгивать через неё. Если подозреваемый оказывался виновным, то он начинал корчиться, распухал и умирал, однако бывали случаи, что установить факт воровства таким образом не представлялось возможности, поэтому предполагаемый преступник произносил: «Колунга берю сингир бергей эдим», что значило "Дать бы тебе в руки жилу волка».

Когти волка

Тюрки Северного Кавказа использовали волчьи амулеты при лечебной магии. Когда болел ребёнок, то знахари протаскивали тело под пастью и шкурой волка, а после ритуала для защиты плели косичку из животной шерсти, вместе с просверленным альчиком и зубом - всё это привязывали сбоку или сверху колыбельной.

В кочевой среде на имя волка накладывалось табу, такая практика встречалось и у иных народов

В Северной Осетии культ волка проявился через фольклор, языческий пантеон, фамилии и местное творчество.

В осетинском нартском эпосе Уаргхаг, что означает волк, выступал родоначальником всех нартов. Фольклорист В.И. Абаев указывал, что в прошлой эпохе предки осетин-алан имели тотем в виде того самого животного. Из этого родилось сказание о фольклорных героях Уархаге и сыновьях близнецах Хсаре и Хсартаге, однако парадокс заключался в том, что в обществе действовал запрет на произнесение волчьего имени. Народ схитрил и заменил его другим словом — бирæгъ, от него произошла фамилия Бираговых, то есть Волковых.

Нартские близнецы — любимые герои ираноязычного народа. Со временем их имена видоизменились: Хсара превратилось в Ахсара, а Хсартага стало Ахсартага, —  они пользуются популярностью у осетин, матери и отцы называют в честь них сыновей.

Тутыр

По аналогии с Ромулом и Ремом один из персонажей осетинской нартиады по имени Сослан также вскормила волчица, но, при этом, он успел искупаться в волчьем молоке и стал неуязвимым

В осетинской мифологии божество Тутыр выступал как покровитель воров и хозяин волков. Исследователи установили связь, что имя произошло от Феодора Тирона — христианского святого и почитаемого великомученика.

Считалось, что божество управляло волчьими стаями, которые подчинялись ему: «он им чаще всего давал волю, но иногда сдерживал и морил голодом, заталкивая им в пасть увесистые камни». Разрешая нападать на людей и животных, бог постоянно вступал в ссоры с Фалварой — покровителем овец, чьи стада страдали от воли Тутыра, но последний имел огромное терпение.

По легенде Тутыр был любимым ангелом Бога до тех пор, пока не прогневал его. Божья ярость, кипевшая по отношению к нему, была беспощадна. Ангельское существо подверглось наказанию — утоплению в море, однако наперекор Всевышнему Тутыру удалось сделать из дырявой жести небесный свод и устроить искусственный дождь. С этого момента он провозгласил себя богом

Уархарг и его сыновья, Владикавказ

Люди верили, что без воли Тутыра волчьи стаи не нападали на домашний скот, поэтому крестьяне старались умилостивить его подарками.

Ежегодный праздник божества совершался в первые три дня Великого поста или Фёдорову неделю. Накануне приносилась божья жертва — козёл или баран — с просьбой не насылать волков. Если обычай не исполнялся, то Тутыр гневался и стаи раздирали весь скот или человека.

Культ волка отразился и на осетинском творчестве. Песня, услышанная учёным С.Хубаевой в селе Кобан, имела следующие строчки: «Кто не любит осетин - пусть будет съеден волками, кто не любит волков - пусть будет истреблен осетинами».

В Северной Осетии символ волка имел положительную окраску. Он олицетворял начало начал, силу, мощь и дух народа.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS