Почитай

Я хочу, чтобы у чеченского народа было все хорошее, а плохое - искоренить.
Рамзан Ахматович Кадыров
Чеченский этнос - форма, расположенная во времени и пространстве
Чеченский этнос - форма, расположенная во времени и пространстве
2019-11-29 01:15:00
Витальность времени у чеченского народа

Известная чеченская поговорка гласит: «Одно время, одно место, одни люди».

Чеченский этнос — это реальная форма, размещенная во времени и пространстве: есть прародители и такое то количество чеченцев, проживающих на нашей Планете вне зависимости от континента, и все представители чеченской национальности уверены, что у них будут продолжатели рода.

Чеченский этнос можно назвать родовым телом, поскольку именно так, цельным и единым, представляет себя чеченский народ, осмысляя этноним нохчий, охватывающий также и тех, кто давно покинул эту жизнь. Но, если мы обернемся в сторону будущего, увидим потерю этнонима потомками чеченцев. Почему?

Чеченцы ощущают время витальным

Современное поколение чеченцев не уверено в своем будущем. Хотя, кто из нас может сказать определенно даже о своем личном будущем, не говоря уже о будущем родовой линии? Этническая тревога свойственна и чеченцам в том числе.

Однако, в отличие от представителей других национальностей тревога не разрушает чеченца, направляя его энергию в дело укрепления будущего, притупляя созерцательность. Чеченский народ весьма чувствителен ко времени: получить образование, устроить семейные дела, воспитать детей, изыскать материальное благополучие…. — всему свое время и каждый этап должен быть сделан вовремя.

Нет времени на созерцание. Есть четкий план попунктно указывающий, что надо сделать и когда: похоронить родственника, выдать замуж дочь, накормить гостя… Речь идет не просто о времени, как о некоем неощутимом факторе.

Тейповая организация - выдающийся институт чеченского адата

Чеченцы чувствуют время витальным, осознавая его и понимая себя в нем.

Этнограф Саид-Магомед Хасиев указывает на витальность и генеративность понимания времени чеченцами. Ученый поделил время от семейного этапа к общечеловеческому.

Первый этап — семейный и «связан с культом семи поколений». Прародители наблюдают за поступками и сказанным словом своих потомков.

Этническое время у чеченского народа, согласно трактовке Хасиева, соотносится с жизнью 120-ти поколений, достигая соответствия библейским сорока поколениям, увеличенным в три раза.

Второй этап — общечеловеческое время. Это момент понимания времени в глобальном масштабе и этическом направлении. Времени, представляемого в виде золотого века прошлого и четком видении цели в будущем. Схема довольно оптимистична. Но, в свою очередь, она же и «включает» у современного чеченца режим тревоги.

Чеченское наречие гласит: "Одно время, одно место, одни люди"

По своей сути этническое время витально, поскольку этнос понятие обособленное, существующее во времени и закрепленное в пространстве. Условия исторических развитий, бурных и медленных, так или иначе, влияют на изменение временно-пространственных рамок, обостряя чувство этнической витальности, выступая констатацией наличия этноса в мире.

Особенная роль этнической витальности, в свою очередь, у чеченца заключается в определении представителями своей нации независимой позиции в отношении культурологических ценностей, где личность ориентируется при помощи поведенческого фактора.

Когда этносу грозит исчезновение, угроза извне обостряет тревогу, акцентируя важность принадлежности к родовому этническому телу, проявляя это чувство в фактор осознаваемости. Отсюда известное суждение: «Быть чеченцем трудно».

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS