Почитай

Главное, что мы приняли конституцию и сказали твердое «да» России и закону. И моя смерть или смерть моих соратников, и гибель других людей, которые хотят жить по-новому, уже ничего не изменят — сепаратизм, экстремизм окончательно проиграл.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Акуша, наши дни
Акуша, наши дни
2021-07-09 17:00:00
Акуша Часть II Тюрки

История распространения ислама на территории Дагестана растягивается на столетия. Первые миссионеры — арабы уходят с поля и приходят тюрки — сначала сельджуки, а затем татаро-монголы, которые продолжают великое шествие мусульманства. Одним из важных этапов этого процесса является противостояние Тимура и Тохтамыша.

После распада обширной Монгольской империи в XIII-ом веке появляются два крупных образования — Золотая Орда и государство Ильханов-Хулагуидов. На карте две территории были расположены таким образом, что Дербент становится пограничным рубежом между державами.

При этом и сам Дагестан уже не представляет единое целое сообщество горцев, а разделяется: южная часть становится землёй Ильханов, северная вместе с Кайтагом и Гумиком отходит Золотой Орде, а вся оставшаяся между ними равнина начинает использоваться как арена ожесточённых схваток.

Между тем оба государства на протяжении XIII-XIV вв. то принимают ислам, то отвергают, постепенно превращаясь из язычников и врагов мусульманства в приверженцев и распространителей.

Тенгрианство - древняя религия тюрков

Тенгрианство —  одно из религиозных верований тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии и испытавших их влияние народов, в которой, особенно на уровне государственного культа, высшим считался Тенгри - обожествлённое небо

И вот мы подходим к моменту, когда между золотоордынским ханом Тохтамышем и правителем Чагатайского улуса Тимуром завязывается конфликт. Разгневанный Тамерлан в знак мести выступает в Дагестан и его войска совершают нападения на вражеские аулы Северного Кавказа, планомерно завоёвывая и приобщая их к исламу.

Тохтамыш

Таким образом они обходят междуречье Терека и Сулака, не терпя поражений. Когда они подходят к селению Ушкуджа, то на помощь к местным жителям отправляются мусульманские войска из Кумуха. Бой они проигрывают и некоторые из отряда-подмоги попадают в плен. Кумухские старшины, узнав об этом, отправляются туда и признают вину, что они приверженцы ислама выступили против своих же, то есть тимуровской армии, защищая язычников — ушкуджинцев.

В конце концов правитель монгольского улуса прощает изменников и уезжая даёт наставление: «Вы по прежнему порядку должны будете воевать с врагами веры, и держать обнаженным меч мести для утверждения ислама и не коем случае не пренебрегать достижения этой заслуги».

Вследствие того, что в мире не остаётся ни легендарных, ни письменных источников о разорении Акуши учёные делают выводы, что жители села раньше других верхнедаргинцев принимают ислам. Хотя при этом их ближайшие соседи подвергаются жесточайшему нападению тимуровских войск.

Тамерлан

В противовес сильному аулу Усиша, Тимур возвышает акушинскую общину, оставляя там кадия, которому должны подчиняться все остальные верхнедаргинские общества. С этого времени роль Акуши начинает расти и становиться политическим лидером и религиозным центром

В конце XV- начале XVI вв. в сеое рукою Идриса, сына Ахмада, переписываются два арабских сочинения ал-Газали ««Минхадж ал-абидин» и «Ихйа улун ад-дин». Сей факт говорит о том, что в селе появляются образованные люди, знающие восточный язык, однако сам себя он именует «жителем одного из селений Казикумуха», подтверждая вхождение территорий села Акуша в состав ханства Казикумух. Отсюда учёные приходят к выводу, что аул принимает веру благодаря ханским газиями, которые приходят сюда в конце XIV- го века.

Важную роль в процессе исламизации играли газии – воители за веру. Их отряды, сосредоточенные в крепостях, с помощью мусульманских общин совершали походы против иноверцев. В начале их содержание осуществлялось центральной властью, но затем поступления уменьшались, что вынуждало эти военные отряды кормиться за счет набегов в страны, объявленные ими «неверными

Таким образом Акуша становится одним из политических центров верхних даргинцев и важным центром распространения исламской религии в Дагестане.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS