Почитай

Некоторые наши имамы, муллы и алимы считают своей главной обязанностью приводить цитаты из Корана и хадисов, призывать других к благочестию, справедливости и доброте. Но при этом сами они освобождают себя от соблюдения этих правил в повседневной жизни.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Ширван, наши дни
Ширван, наши дни
2021-05-29 05:05:00
Тарикат накшбенди

Неизвестно, каким образом первые семена учения мюридов были заброшены в Дагестан, но до 1824 года это была тайна, которую Исмаил-Эфенди, живший в Ширване и находясь под близким надзором русского начальства, открывал только близким

Большинство царских историков, пытающихся изучить историю мюридизма до 1823 года, в один голос заявляли о том, что её и вовсе не было и вообще это изобретение Магомеда Ярагского, но они не знали, что «мусульмане Ширвана были издавна ревностными почитателями тариката накшбенди». Подтверждением тому являются научные труды западноевропейских исследователей, в частности, немецкий путешественник Кох, ездивший по Кавказу в начале сороковых годов сообщал, что "в течение нескольких столетий муршиды находились в Ширване ".

На самом деле история накшбендийского ордена начинается вовсе не с XIX - го века. Формально его возникновение датируется пятью столетиями ранее, когда в далёкой от Кавказа Бухаре проповедовал шейх - основатель тариката Беха ад-Дин Накшбен ал-Бухари.

Современный Багдад

В научной среде даже существуют исследования, где называются имена более ранних накшбендийских шейхов, которые жили в XI-XII вв. и являлись предшественниками Беха ад-Дина, однако это положение спорно. Различным учёным, используя последовательную цепь шейхов, зачастую удаётся приписывать основание тариката самому Пророку

В конце XVIII века орден накшбенди становится настолько влиятельным, что из него на территории Кавказа вырастает местная ветвь, создателем которого считается Зиа ал-Дин-Халид. Свой сан шейха он унаследовал от среднеазиатских накшбендиев, хотя всю жизнь проповедовал в сирийском городе Багдад. Одним из его последователей, сыгравшим не последнюю роль в судьбе Дагестана, был кюрдамирский эфенди Хаджи-Исмаил.

Данный исторический факт подтверждает немецкий исследователь Кох и ему вторит Махмудбеков, говорящий о Халид - Шахе следующее: 

К нему со всех сторон стекались мюриды, между которыми был Исмаил-Эфенди из Кюрдамира, Шемахинского уезда, известный в своё время учёный богослов

Бухара

Исследователи полагают, что ширванский проповедник был ревностным и способным учеником накшбендийского шейха, так как последний, произведя Исмаила-Эфенди в муршиды для распространения тариката на Кавказе, назначает его своим преемником, шейхом с титулом сирадж-эддина - "свет религии"

Тарикат накшбенди в лицах

Вообще Исмаилу-Эфенди было нетрудно приобрести на Кавказе последователей, так как там была подготовлена почва к восприятию этого учения. Тарикат накшбенди распространился в Ширване более четырёх веков назад, и был очень силён, однако резко наступивший упадок привёл к его угасанию. Но после долгого застоя, благодаря деятельности муршида он возгорелся с новой силой. К недавно провозглашённому шейху начали стекаться суфии из близлежащих стран. Аул постепенно приобретал статус мусульманского центра, и ко времени покорения Дагестана Россией проповедник получает титул "мевлана", что переводится как «наш господин», редко выдаваемый шейхам.

Тарикат накшбенди вовсе не был занесён в Ширван из Бухары в 1823 году, как и не был выдуман местным Эфенди, он давно появился на Кавказе и на протяжении долгих лет развивался рядом с Дагестаном, где через деятельность Магомета Ярагского приобрёл многих приверженцев.

Таким образом во второй половине XVIII в. учёный мулла из Ширвана становится кутбом - главой всех последователей накшбендийского тариката, которые были разбросаны по всем мусульманским странам.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS