Почитай

Родину, как и родителей, в трудную минуту не выбирают.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Национальный праздник в стенах храма
Национальный праздник в стенах храма
2021-07-26 17:00:00
Дербентские армяне

Когда Дербент входит в орбиту российского влияния этнический состав города подвергается изменениям. Бурный рост армянского населения, которое «издавна составляет довольно видную часть» относится к XVII-XVIII-ым векам. Поначалу южный народ именуемый дагестанцами «эрмени» прибывают в город исключительно в коммерческих целях, но постепенно начинают тут оседать.

Когда Западный Каспий становится частью Российской империи миграция армян словно наводнение накрывает Дербент. Пётр Великий даёт личное распоряжение генерал-лейтенанту Матюшкину завлекать в город, даруя земли под торговые и ремесленные дворы. С переселенцами власть связывает надежды на развитие новых отраслей хозяйств. Как показывает история вера в этот народ оправдывается стократно, позже в России цветут бизнесы Гукасовых, Лазаревых, Джамгаровых и так далее.

Ориентированность на армян — не случайна. Таким образом Пётр I сравнивает счёт с мусульманами, увеличивая число христиан. Согласно энциклопедии Британника Армения — это первая страна, которая принимает религию Иисуса в IV-ом веке нашей эры.  За короткий срок в Дербенте складываются три православные общины: русская, армянская и грузинская.

Армянская церковь в Дербенте

После персидских походов в Прикаспийские области армяне окликаются на призывной голос Петра, сливавшийся с голосом сердец, и спешили целыми семействами переселиться и водвориться в пределы России, получая привилегии от правительства

Армяне, расселившись в районах Азербайджана, Аграхани и Терека страдает от притеснения со стороны персидских властей. Для них покровительство России — это благодать, и они все желают её получить. Для членов русского двора невыносимое положение христиан не было секретом, поэтому они заранее, ещё до похода, включаются в программу заселения территорий Прикаспия. В их лице империя видела бесплатную силу в борьбе против мусульманской Турции.

Судя по письменным источникам, армянские купцы осваивали Кавказ задолго до обоснования. В ХVII вв. армянские купцы были довольно многочисленны в Дербенте и Шемахи, откуда имели возможность через Астрахань вести торговлю с Россией. В первой четверти XVIII в. И. Гербер пишет, что в городе «много купеческих людей из персианов, армянов, грузинов и индийцев

Дербентское вино

В основном армянское население Дербента промышляет торговлей винно-водочных изделий и виноградарством, но среди них числятся и шапочники, и портные, и печники с кровельщиками.  Вообще армяне знаковое событие в жизни империи, ведь с них начинается история изготовления этого напитка в России.

С. Броневский даже отмечает энтузиазм виноделов, которые «торопятся как-нибудь сделать вино и как-нибудь продать сырые плоды», однако лучшее из лучших всё-таки не идёт на рынок, а предназначается «для собственного употребления».

Магалы

Армянам за пределами Родины удивительно везёт, потому что в Дагестане они становятся настоящими магнатами. Изготовление и торговля алкоголя с точки зрения мусульман считается весьма низким ремеслом. Трудно представить, что дагестанцы, будучи исламистами занимаются продажей горячительных напитков, по шариату — это грех. Поэтому полная монополия над рынком и промыслом становиться явью, а разбогатевшие на этом бизнесе дельцы склоняются перед иконой Иисуса в неистовой благодарности.

Армянское население настолько разрастается, что в пределах города появляется диаспора. Она монолитно проживает около каспийского берега в месте под названием магалы — это район с очень тесными улицами и духом средневекового Востока. Здесь же в XIX-ом веке строится Православная Церковь Святого Всеспасителя.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS