Почитай

Есть в России такая республика, где хорошо заниматься бизнесом. Эта республика - Чечня.
Рамзан Ахматович Кадыров
Игра на Шофаре
Игра на Шофаре
2021-07-23 17:00:00
Горские евреи Часть II Община в Дербенте

Начиная с раннего Средневековья и заканчивая сегодняшним днём Дербент оставался изменчивым. Если посмотреть на многовековую этническую карту города, то окажется, что по улицам порта гуляло множество представителей различных верований. Каждая империя и цивилизация, проникая в Дагестан через Каспийское море, пыталась колонизировать территорию, опираясь на переселенческую политику. За тысячелетие на сравнительно маленьком кусочке земли встречаются персы, арабы, армяне, русские, тюрки, евреи - носители разных религий.

Нидерландский путешественник Ян Стрейс посещает древний город Дагестана в 1670 году. По этому случаю он оставляет запись: «в городе Дербенте нет христиан, а только одни мухаммедане, то есть мусульмане и немного евреев, которые гордятся своим происхождением от колена Веньяминова». В том же веке в исторических сведениях указывается дата строительства первой синагоги — 1614 год, с него начинается формирование Дербентской общины евреев.

Внутреннее убранство

Вениаминово колено отличалось чрезвычайной воинственностью и мужеством. Из его окружения, по библейскому преданию, вышел первый израильский царь Саул. Колено обладает большими воинскими силами и участвует в создании самостоятельного Иудейского царства. После семидесятилетнего вавилонского плена оно вместе с иудеями составляет главную часть еврейского населения

В XIX-ом веке в Дербенте начинает проживать ещё большее количество евреев. Они переселяются из окрестных сёл, находя в городе убежище от преследования и притеснений. Такая история происходит с селением Абасово, куда Сурхай-хан Казикумухский направляет войско и организует нападение. Одна часть населения истребляется, а другая бежит под покровительство Ших-Али-хана, который уравнивает в правах с мусульманами и предоставляет статус постоянных жителей. Потомкам Авраама также разрешают селиться в центральном районе и тогда у южной части крепостной стены появляется иудейский квартал, называемый Тенге-махала.

Синагога "Келе-Нумаз"

Другой причиной притока евреев из близлежащих селений в Дербент видят в развитии экономики. В городе начинается промышленное производство, с уклоном, в рыбный промысел. Люди хотят работать, поэтому едут на сезон или переезжают насовсем. Таким образом за 100 лет численность общины вырастает в 10 раз.

На рубеже XIX–XX вв. основное население Дербента состоит из тюрков-азербайджанцев, евреев, русских и армян. Другие национальности есть, но представляются в незначительном количестве. Получается, что аборигены Кавказа и вовсе отсутствуют в числе преобладающих народов среди горожан

Ханука в Дербенте

В период продолжительной и изнуряющей Кавказской войны иудеи открывают синагогу под названием «Келе-Нумаз», что в переводе с языка горских евреев означает «главная синагога». Строительные надписи на кладке здания свидетельствуют о постройке в 1849 году, с реставрацией в 1914-ом. Возводится она на средства купцов и братьев из семьи Ханукаевых.

Дербент в ХIХ столетии заселялся по частям: в верхней, самом старом месте города, около Нарын-кала жили мусульмане, в центральной, на равнине — евреи, а еще ниже, ближе к морю — армяне и русские. «Келе-Куче» означает «Большая улица». так называли главную еврейскую улицу порта, ныне — Таги-заде

Существуя более 150 лет храм до сих пор остаётся действующем, хоть постройка и сильно устаревает. Сегодня это единственная во всём Дербенте синагога, где каждый день читается молитва. Евреи всё так же составляют часть городского населения, однако со временем их количество поубавилось, от прежних 30 тысяч осталось не больше трёх.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS