Почитай

В каждом доме есть интернет. Любой может взять и послушать проповедь какого-нибудь ваххабита. Было время, когда я мечтал, чтобы у нас в республике заработал интернет, но сейчас я за то, чтобы его отключили.
Рамзан Ахматович Кадыров
Фрагмент панорамы
Фрагмент панорамы
2021-04-19 17:00:00
Франц Рубо Часть II Панорама Ахульго

История создания первой в русском искусстве панорамы также интересна, как и сюжет развивающихся событий, нанесённых мазками Франца Руба в конце XIX-го века. Художник вместе с коллективом подбирал сюжеты, однако разбор картины невозможен без обращения к событиям и воспоминаниям того времени.

Рубо приглашает равнодушных и не очень не праздно поглядеть на пейзаж Кавказских гор, но увидеть своими глазами трагические события, изменившие судьбы многих людей. Вот мы видим быстро текущую и пробивающуюся сквозь скалы реку Койсу, которая имеет художественное и повествовательно значение – она разделяет местность на две части. С одного берега на другой перебрасывается деревянный мостик, и наглядно показано как два противника, – горцы и русские солдаты, – изначально занимают разные стороны жизни и каждый исповедует свою правду, за которую готов умирать.

На скалистых берегах большой высоты стоят непреступные стены аула Ахульго. Принимается решение, что твердыня неприятеля имама возможно взять только штурмом.

Гора Ахульго

Рисуя баталию, Франц Рубо сопоставляет действие противников в разных эпизодах. Одна из групп горцев в броске пытается смять русскую пехоту, вступив с ней в рукопашную схватку. Другая группа встречает штурмующих ружейным залпом. Под натиском штыковых атак мюриды отчаянно обороняются

Чуть поодаль на возвышении располагается артиллерия и главнокомандующий генерал Граббе со своей свитой. Он внимательно наблюдает за боем, который буквально разгорается на улицах аула и крышах горских жилищ. В борьбе участвуют не только вооружённые мужчины, но и женщины с детьми. Используя камни, они сбрасывают их на головы солдат. На полотне показан даже момент, когда офицер падает в пропасть от рук горянки.

Понимая, что русские офицеры не справляются, генерал посылает передовой батальон. Он заполоняет деревянный мостик, и защитники Ахульго сразу бросаются им навстречу.

Павильон выставки в Нижнем Новгороде

Вот что писал полковник Д.А. Милютин — очевидец военных событий: «Горцы, несмотря на неминуемую гибель ни за что не хотели сдаваться и защищались с исступлением: женщины и дети, с каменьями или кинжалами в руках, бросались на штыки или в отчаянии кидались в пропасть, на верную смерть. Матери собственными руками убивали детей, чтобы они только не доставались русским: целые семейства погибали под развалинами саклей»

Горцы превратили Ахульго в неприступную крепость, оборона шла отчаянно, сопротивление было долгим, Граббе предпринимал несколько попыток штурма.

Кисть Рубо создавала иллюзию соучастия и усиливала эмоциональное воздействие панорамы на человека. Создавалось ощущение, что сакли были нарисованы в натуральную величину, а части моста, скалистой местности, фигуры людей выполнялись с такой тщательностью, что изображение на холсте казалось реальным. Франц Алексеевич создал не картину, а портал или экран телевизора, передающий документальную съёмку того события.

К сожалению, сложность работы заключалась в том, что это был государственный заказ, и творческие возможности Франца Рубо ограничивались определенными требованиями. Каждую картину художник первым делом показывал на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края

Франц Рубо за работой над понорамой

Судьба художественного произведения Рубо сложилась печально. Попав в Россию, панорама сразу же отправляется на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в специально выстроенный павильон. Николай II самолично посещает данное событий, а его экскурсоводом выступает Франц Алексеевич. Император остаётся довольным проделанной работой живописца и правительство приобретает «Штурм Ахульго», отправляя полотно в Грузию.

В период Первой мировой войны картину перевозят из Тбилиси в Санкт-Петербург, однако небрежное хранение приводит к тому, что холст подвергается наводнению. Как итог – сейчас сохранились лишь фрагменты величественной панорамы, их отреставрировали, и они стали частью постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств в городе Махачкала.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS