Почитай

Без своей истории и культурного наследия любой народ обречен на вымирание. Мы не должны допустить этого, как бы тяжело нам ни приходилось.
Рамзан Ахматович Кадыров
Девушки родом из Кайтага
Девушки родом из Кайтага
2021-07-11 08:00:00
Досуг женщины Часть I Кайтагские проделки

Помимо совместных посиделок дагестанки устраивали исключительно девичьи мероприятия. В отсутствии мужчин девушки позволяли себе раскрыться и почувствовать свободу. Чувственное начало, постоянно находящееся внутри, они проявляли в ритуальном танце. Выбиралась ведущая, по чьей команде, участницы начинали двигаться и прикасаться к различным частям своего тела, приобретая эротическую окраску. Так во времена матриархата делали женщины, исполняя обряд перед собственным божеством.

Некая архаическая сущность женщины может проявиться, когда угодно или вовсе не угасать. Например, в период полевых работ, когда девушки и парни что-то вместе копают, садят, собирают предаются традиционному развлечению. В один момент молодые люди села Цунта-Ахвах посещают водяные мельницы, где несколько девиц молят зерно. Женихи приходят к месту назначения, а дверь тут же закрывается перед носом. По обычаю, они спрашивают сколько барышень внутри. Если парней больше, то лишние выбывают согласно жребию, а оставшиеся бросают через окошечко свои папахи, которые начинают подбирать девушки. После того, как все головные уборы оказываются по ту сторону, вход открывается и юноши обсматривая женские руки, ищут свою вещь.

Ахвахцы

Современные ахвахцы называют этот обычай «тIагъралрехи» — «забрасывание папах». Традиция родом из старых времён, которая при выборе жениха демонстрирует инициативу со стороны дагестанской девушки.

Когда осенью объявляется сбор урожая, то народ идёт со всего аула. Для скорейшего завершения работ предпринимается хитрость —  устраиваются помочи, на которые охотно собирается вся молодежь, потому что это одна из форм досуга. По мнению дагестанского этнографа Абдуллы Омарова молодые люди отправляются на поля по собственному почину не трудиться, а отдыхать и получать удовольствие

В одном из очерков 1867 года этнографа П. Петухова имеются шокирующие свидетельства о кайтагских девушках, которые встретив постороннего мужчину начинают злостно забавляться — его обезоруживают, принуждают вести танец, заставляют исполнять все капризы. И это продолжается до тех пор, пока барышни не пресытятся. Каждого парня в конце концов отпускают, но сопровождающие звуки громкого хохота и остроты дают понять, кто здесь победитель.

Поведение женщин Кайтага продолжают возмущать мужчин и в середине XX-го века. Р.М. Магомедов лично присутствует на «экзекуции» —  девушки аула Ицари во время полевых работ позволяют себе фривольности, с проходящими мимо незнакомцами. Он пишет следующее: «Девушки, увидев человека из другого села, с шутками на устах окружают его и всячески начинают донимать. Думая напугать озорниц, путник вытаскивает пистолет, но его обезоруживают, а в наказание хлещут крапивой по оголенным местам…все эти «расправы» совершаются безобидно, с шутками и смехом». И такое поведение проявляют не только молодые дагестанки, но и пожилые, которые ни в чём не уступают им.

Помочи

В этих обычаях встречается отголосок того самого матриархата, существовавшего на территории Дагестана в древности, «когда женщина полновластно распоряжалась в роду и держала власть в своих руках». Времена идут и на смену матери приходит отец, возглавляя начало эпохи патриархата. Девушка подчиняется, но не теряет свою сущность, однако с проникновением ислама появляется новый взгляд на роль женщины в обществе.

Когда в Стране гор появляется шариат, то обычное поведения дагестанки становится недостойным. Например, во времена существования имамата накладывается запрет на совместные работы, известные как помочи. Если кто-то уличается, то они подвергаются суровому наказанию — «… мужчин колотят палкой, а женщин осыпают упреками», однако после войны посиделки опять становятся нормой.

Безусловно, такого рода запреты встречают протест со стороны общества, и мюридам приходится вводить на подконтрольной им территории такие нормы силой

Таким образом женский досуг в традиционном обществе XIX-го века несёт в себе отголоски матриархата, ранее господствовавшего в Дагестане. Женщины позволяют себе нагло и легко развлекаться с мужчинами. Игрища пытаются задавить исламом, но не тут-то было, после войны женская часть устраивает посиделки с работой и без, как чисто девичьи, так и совместные, что даёт молодым людям отдохнуть, а может быть приглядеться к друг другу и в будущем образовать семью.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS