Почитай

Некоторые наши имамы, муллы и алимы считают своей главной обязанностью приводить цитаты из Корана и хадисов, призывать других к благочестию, справедливости и доброте. Но при этом сами они освобождают себя от соблюдения этих правил в повседневной жизни.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Женщина андийского происхождения<br>
Женщина андийского происхождения
2021-01-12 17:00:00
Духовная культура андийцев

Определённое место в духовной культуре андийцев занимал культ гор, который проявлялся в календарных праздниках и обрядах вызывания дождя и солнца

Андийский народ является одним из коренным в Дагестане, который исторически был расселён в обширном котловане, образованным благодаря андийскому хребту и его отрогам.

Белоснежный Бахарган, занимавший всю северную границу, ограждал поселение от холодных ветров, делая климат мягче. Гора располагалась в трёх километрах от села Анди и согласно поверьям самих андийцев была местом обитания верховного бога ЦIоба. Поговаривали о том, что расположенные наверху скалы имели расщелину, пройти сквозь которую не могли лишь грешники.

Гора являлась местом поклонения жителей окрестных сел. На неё приходили паломники для произнесения молитв Всевышнему при засухе, проливных или затяжных дождях, граде

На Бахаргане издревле проводились магические ритуалы и действа. Имеющейся там родник с целебной водой играл важную роль в обрядах исцеления. Вокруг скал, находящихся на священной горе, больные или их родственники трижды описывали круг вокруг них, моля о скорейшем выздоровлении.

Андийский хребет



На самой вершине Бахаргана также имелась почитаемая местность под названием «ГьиларикIуна», где согласно поверьям в прошлом находилось поселение Верхнее Риквани, в котором жили горные ангелы.

К западу от села Анди на горе Азал имелась пещера, в которой находился «Ледниковый родник». Во время сильной засухи в неё отправляли мужчину с ледорубом. Там он скалывал образовавшиеся куски льда и выбрасывал их наружу под солнце. Эти действия якобы должны были вызвать дождь

У андийцев имелось много различных магических действий по вызыванию дождя и солнца. Наибольшее распространение из всех получил обряд с ряжеными.

По сложившейся традиции ряженого сначала раздевалки догола, а потом начинали рядить в листья белены и стебли высокого кустарника. Таким образом образовалось подобие шалашика, в котором скрывался человек. Иногда поверх головы надевали лопух.

Ряженым был обычно мальчик 7–8 лет, однако в селе Кванхидатль его выбирали исключительно из числа сирот 10-13 лет. Иногда в нём участвовало до трёх обряженных детей.

Обряд проводился в тёмное время суток и ряженый в сопровождении нескольких людей должен был обойти все дома села. Зайдя в двор, участники сначала обращались к Всевышнему :

Гора Бахарган

С небес дождь дай!
Из недр (земли) благодати дай!
Дождь дай, воду дай!
Пропитанную рекой, облако дай!


Хозяйка дома, заслышав заклинание, выбегала наружу и обливала ряженого водой из ведра, а всех остальных одаривала продуктами - творогом, сыром, лепешкой. Таким образом процессия совершала свой ход от жилища к жилищу.

Для усиления эффекта обряд ряженого проходил одновременно во всех андийских посёлках. На завершающей стадии участники собирались в одном месте, делили поровну собранные продукты и расходились по домам. Говорят, что на следующий день после совершившееся процессии шёл дождь.

Село Анди

Свои оригинальные приёмы вызывания дождя имелись почти в каждом андийском селении. Так, в селе Зило во время засухи лягушку было принято наряжать в одежду, класть её в керамическую тарелку, которую сверху накрывали другой тарелкой, и хоронить

Когда же дожди становились долгими и слишком проливным андийцы имели на этот случай обряды по вызывания солнца. Люди повсеместно начинали выбрасывать во двор вверх дном свои сковороды и устанавливать топор остриём вверх. Если это не помогало, то они давали смотреться в зеркало ослу или же начинали читать особые мусульманские молитвы, которые «связывали дождь».

Таким образом, у андийского народа было большое количество обрядовых действий, которые помогали им справляться с пресловутой стихией. Зачастую в них участвовали горы и пещеры, имеющие статус" священных". Здесь происходила не только магия, доставшаяся людям от язычества, но и совершались мусульманский зикр, паломничество или произнесения исламских молитв.

Смешение традиционных верований и мусульманских установлений всегда было характерно для так называемого "бытового" или "народного" ислама среди народов Дагестана.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS