Почитай

Мы все вместе должны заявить нашим врагам, что наше отечество - мировая держава, что с Россией лучше дружить. Врагов она всегда побеждает.
Рамзан Ахматович Кадыров
,Перед смертью, когда голубь принёс воды, нарт обвязал его шею золотой нитью и связал их навеки
,Перед смертью, когда голубь принёс воды, нарт обвязал его шею золотой нитью и связал их навеки
2021-01-02 17:00:00
Эпос и сказка в Ингушетии Часть II Чудесное рождение и чудесная неуязвимость

В эпосе различных народов мира герой может родится от съеденного яблока, от солнечного света, проникшего внутрь, от запаха цветов, от воды, от постороннего неодушевленного предмета, попавшего в тело женщины

В старинных произведениях ингушей самым распространённым сюжетом является рождение героя из камня, который оплодотворяет мужчина. Таким образом, например, появляется на свет знаменитый нартский герой Сеска-Солса. В предании повествуется о том, что в одну девушку доившую корову, влюбился молодой человек. Увидев её, он сел на неподалёку стоящий камень. За это время в нём образовался зародыш будущего нарта. Об этом прознала святая женщина Сели-Сата, которая потом забрала оттуда ребёнка.

Аналогичная история имеется в легенде о появлении ингушей рода Газдиевых или Базоркиных. Один молодой человек, любивший одну красавицу, лежал на камне и когда его возлюбленная прошла мимо него, ему приснился сон, где он разделили с ней ложе. Спустя время он проснулся и на камне образовалась шишка. Она постепенно росла и вскоре оттуда вышло дитя.

Галгаевское ущелье

В древнемалоазиатском предании имеется схожий мотив чудесного рождения. Он повествует о том, что на горном хребет Адолис, что расположен на фригийской границе, жила богиня Кибела и греческий бог Зевс долго домогался ее любви и, потерпев неудачу, пролил свое семя в скалу, которая родила ужасное двуполое существо Агдистис

В ингушских сказках также прослеживается сюжет волшебного рождения. Например, в произведении «Гарпах, рождённый не от своего отца» повествуются о проживших всю жизнь муже и жене, которые имели несметное богатство, однако у них не было детей. Они уже почти смирились с тем, что умрут в одиночестве, однако во сне жене явилась вещая старуха — Жер-Баба и дала ей вкусить сердцевину яблока. Таким образом появился Гарпах.

Из этого следует, что мотив чудесного рождения в фольклоре и сказках ингушей восходит к глубокой древности, а точнее к эпохе каменного века. Наряду с ним не менее распространён сюжет о закаливании и испытании героя, который, как правило, имеет полную неуязвимость.

В культуре ингушей распространён культ камня

В ингушском эпосе героя закаливают с самого детства, он с момента своего рождения проходит испытания, которые и составят его жизненный путь. В сказочных произведениях персонаж предстаёт сразу в юношеском возрасте.

Мотив чудесной неуязвимости имеется во многих мифах. У непобедимых героев, совершающих подвиги, как правило, есть уязвимое место. Они всегда знают и хранят эту тайну глубоко внутри, однако чаще всего их смерть наступает от того, что этот секрет становится известным врагам

В ингушском эпосе жена Сеска-Солсы закаливает сына в железе, вследствие чего он обретает неуязвимость. На первый план выходит уже металл, поэтому сказания о детстве и его взрослении имеют более позднее происхождение, связанное с эпохой железного века.

Самой грустной частью каждой сказки и предания является смерть героя. Все сказания о могущественном, но жестоком племени орстхойцев заканчиваются их гибелью. Они всегда вели борьбу с Богом хоть и верили в него, всюду сеяли зло, зная, что кара божья их настигнет. Так и произошло, Бог их истребил, провалив вместе с ними землю.

Идрис Базоркин- представитель древнего ингушского рода

Оставшись без пищи, они съели всех своих коней. Наконец, Сеска-Солса предложил: «Чем люди будут говорить, что нарт-орстхойцы погибли от голода, давайте выпьем расплавленную медь». У большинства смерть наступила мгновенно, однако вожак долго мучился и начал умолять многих зверей дать ему глоток воды. На его призывы откликнулся только голубь, который помог утолить предсмертную жажду героя.

Исследователь Ч.Архиев всегда отмечал, что местом действия ингушских героев были горы, бескрайние равнины и буйные реки. Повествование об орстхойцах и нартах происходило в Галгаевском ущелье, где проистекает река Асса.

Многочисленные сказки, песни, загадки, эпические произведения восходят к первобытному фольклору, которому всегда был присущ синкретизм— сочетание или слияние различных жанров в искусстве, поэтому переплетение одних и тех же сюжетов в различных устно-народных повествованиях закономерно.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS