Почитай

Нам нужна думающая, образованная, здоровая духом и телом молодежь.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Кавказский волк
Кавказский волк
2021-05-20 08:08:00
Ингуши и животный мир Часть I Уступи дорогу волку

С развитием цивилизации менялось отношение людей к животным. Выходя из состояния варварства, человечество начинало осознавать мир вокруг себя. И уже различные народы, страны и религии пытались выработать нормы взаимодействия с меньшими братьями.

Философы Древней Греции и Рима не сильно продвинулись в этом направлении. Чаще всего они сходились на том, что звери — это удовлетворение человеческих потребностей.

Аристотель писал, что «растения созданы для блага животных, животные — для блага человека». Римский анатом Гален рассказывал, что предпочитает работать со свиньями, ведь у обезьян, когда их режут, на мордах появляется «неприятное выражение

Аристотель

Благо в мир приходила осознанность, которая меняла мир. В отличие от великих античных умов ингуши, считая леса, поля и горы, а в общем окружающий их мир, своим домом, старались не причинить ему вреда. Наоборот, они всегда бережно относились к тому, что растёт, цветёт и благоухает. Такое миропонимание горцев сформировало негласные законы, они были призваны защищать дары природы — реки, деревья, зверей и птиц — от человеческих рук.

В народе существовал неписанный охотничий кодекс, который состоял из различных правил и запретов. Туда же входили суеверия, имеющие огромное значения для людей Средневековья.

Охота как древнейший промысел - добыча мяса и шкур диких животных, среди ингушей считалась неблагородным делом. Основная масса горцев верила, что на человека, покушающегося на жизнь зверей, падает несчастье, его дом покидает благодать, однако существовало исключение, оно звучало так: «Отправляйся на охоту, только если твои дети могут остаться без ужина».

Ингуши считали, что все дикие животные — это не просто местные обитатели и они никому не принадлежат, а их хозяевами являются божества, духи и святые. Если человек шёл на охоту, даже ради того, чтобы прокормить свою семью, ему необходимо было попросить разрешение у патрона

Кавказский бурый медведь

Редкие и вымирающие виды животных находились под охотничьим запретом всегда. Таким являлся барс. Этот фольклорный персонаж в одном сюжете становится другом и постоянным спутником искусного воина. Согласно народному преданию, тот, кто лишил этого животного жизни, считался на веки проклятым, как и семь последующих поколений.

Других животных можно было убивать, но в определённое время. На оленей охота устраивалась в октябре и шла пару месяцев. Сюда же входили серны и дикие козлы.

Ингуши противоречиво относились к волку. Его могли убить в случае того, если он нападал на домашний скот, однако, если путник встречал животного на узкой тропе, то уступал ему дорогу. В то же время, зверя воспринимали как благородного, гордого и смелого, обладающего магическими свойствами. Волчьи хвост, клыки и сухожилия часто использовали в гаданиях и заклятиях.

Снежный барс

Ингуши делили волков на благородных, то есть чистокровных и неблагородных — метисов. Если животное было из первого разряда, то он уносил одну овцу и то с благословления святого божества — Елты, но если животное было смешанных кровей, то он портил всё стадо, хотя ему требовалась одна жертва.

Ингуши верили, что волк сразу может определить, есть ли у человека с собой оружие, и просто так людей никогда не трогает

Самым хитрым животным у ингушей был медведь. В местных сказках встречается история о том, что, став спутником воина, зверь постепенно превращался в человека. От этого пошло поверье, что животное обладало на три четверти человеческим умом, однако его могли убить в лечебных целях. Желчный пузырь повсеместно использовали лекари.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS