Почитай

Родину, как и родителей, в трудную минуту не выбирают.
Ахмат-Хаджи Кадыров
Ласка
Ласка
2021-05-20 08:08:00
Ингуши и животный мир Часть II За убийство грядёт наказание

Сказки о животных существенно отличались от других видов этого жанра. Их появлению предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о зверях. Система различных персонажей всегда обуславливалась тем кругом представителей животного мира, который существовал на той или иной территории

Если сравнивать ингушские и русские сказки, то в северокавказском фольклоре лиса не отличается хитростью, наоборот, это очень светлый персонаж.

Однажды двое мужчин — выходцы из села Мецхал рода Точиевых отправились в путь. Дорога дальняя и за один день было не управиться. Они решили переночевать в пещере Столовой горы. И вдруг! Земля начала трястись и выход завалило, ингуши остались внутри. Их охватила кромешная тьма. Где копать? В какой из сторон выход? Всяческие попытки кончались провалом, а силы истощались. Отчаяние и мысли о смерти уже взяли под контроль наших героев, однако услышав какой-то шум, они обвернулись и увидели, что к ним прорыла нору лисичка. Через, сделанное ею отверстие, им удалось вырваться. Ходили слухи, что с тех самых пор, потомки этого рода по мужской линии никогда не стреляли в лис, считая своими спасительницами.

Лиса

Сюда же, в список хищных животных, которых почитали ингуши, входила ласка. Нахский народ верил, что этот маленький зверь обладает умением перемещаться между мирами мёртвых и живых. Если ласка поселялась в одном из ингушских дворов, то людьми это воспринималось как большая удача.

Сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат древние культы. Такие произведения связаны с архаическими мирами, в которых звериные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу

Табу на охоту распространялось не только на млекопитающих, но и на большинство видов птиц: удод был священным, потому что считался вестником богини-матери Тушоли. Голубь, однажды спасший Сеска-Солсу от смерти, почитали как птицу нартов, а ласточка, что селилась под кровлей дома по поверью приносила счастье. Особым почитанием у ингушей отличался орёл, они считали, что громовержец Села превращается в него и в этом облике облетал свои владения. В народе даже бытовала поговорка: «Настоящий мужчина в орла стрелять не станет, а немужчина стрельнет — не попадет».

В Ингушетии воплощением мудрости, но не безопасности являлась змея. Её запрещено было убивать, даже если она заползала во двор или дом. По поверью, нарушившая запрет семья, могла подвергнуться большому несчастью.

В сказке про чародея Маго рассказывается, что в его доме жила белая говорящая змея, которая давала ему мудрые советы. Но однажды, когда маг ушел, его сын отрубил змее хвост и та в отместку убила его и уползла. Маго просил змею вернуться, обещая забыть несчастный случай, но та решила, что с человеком лучше не дружить. Недаром же ее назвали мудрой

Из земноводных особым положением пользовалось лягушка, убийство которой, даже случайное, было сродни трагедии. За её смерть у семьи Бог забирал скотину и это считалось очень серьёзным наказанием! Вообще лягушка являлась олицетворением женского начала и плодородия. Ингушские поверья, славянские сказки с Царевной-Лягушкой и аварские обряды вызывания дождя, когда земноводное ловили, наряжали в женское платье и выпускали в водоём — тому подтверждение.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS