Почитай

Надо сохранить и приумножить вековое достояние своего народа.
Ахмат-Хаджи Кадыров
В одном поселении жил один род, однако со временем это правило переставало работать
В одном поселении жил один род, однако со временем это правило переставало работать
2021-03-24 22:52:00
Интересные факты об ингушах Часть III Тейп

Вернувшись в XIX-ом веке в горы, ингуши заселили старинные родовые башни, где начали сызнова вести хозяйство. Жёсткая неплодородная почва, которую не трогали столько времени, не могла начать давать урожай в таком же количестве, как это было 20 лет назад, однако народ не собирался вымирать.

Вайнахи такой люд, что сложные моменты жизни их только закаляют. Они не сидят на месте, с каждым годом смиряясь и жалея себя, а выходят в поле и начинают работать на износ, в надежде, что выращенное и собранное хватит на 5-6 месяцев.

Ещё с древних времён горцы осознавали свою трудную судьбу. Поэтому в среде северокавказских народностей довольно распространилось понятие рода. Что это означает? Все члены одной фамилии держались друг за друга и помогали в сложные времена. Каждое семейство имело своего общего предка-отца. Как правило у него рождалось несколько сыновей, от которых потом шли различные родственные линии с отдельными потомствами. Запросто можно было встретить людей, которые приходились друг другу «семиюродными» и «девятиюродными» братьями и сёстрами, однако друг друга они считали близкими.

Ингушский род

На этом ничего не заканчивалось. От более поздних предков отходили новые ветки, которые разрастались до нескольких сот дворов, где насчитывалось 1-2 тысячи человек, живущих в разных селениях. При это они все держались дружно и составляли один тейп.

Крестьянин неподвижнее, он обычно всю жизнь сидит в деревне, привязанный к хозяйству и земле. Ему легче сохранить в целости свои родственные связи, и за семейными торжествами: свадьбой, крестинами и на похоронах нередко собиралось в его доме десяток-другой близких и дальних родственников, приезжающих иногда из далеких деревень

Тейп действительно помогал выживать, при этом в совершенно различных ситуациях. Например, семье нужно вспахать огород, а у них нет плуга, тогда они обращаются к однофамильцам, просят о помощи, и никто никому не отказывает. То же самое было и с кровной местью, если убивали члена рода, то за него мстил целый род.

Один из современных ингушских тейпов

Во времена, когда ингуши были объявлены слугами царя, жить стало тяжелее. Особенно, когда царь присвоил себе леса и запретил там рубить дрова. Наверно, правитель и не хотел думать о том, что обрекает горцев на смерть, однако народ продолжал это делать и нёс большие повинности: телесные наказания и штрафы. Постепенно из добрых и кротких людей появлялись первые абреки – разбойники-одиночки.

Грабежи и убийства в станицах и даже среди бела дня во Владикавказе, ограбления поездов, организация целых отрядов, вооруженной рукой отстаивавших права ингушей на жизнь и место под солнцем, – все это слишком неприятным образом доказывало русским властям и более привилегированным соседям, что горцы отнюдь не думают безропотно вымирать

Когда враги нападали, то ингуши консолидировались уже не в тейпы, а в гораздо в большие объединения, где родство не играло такой роли. В такие моменты просыпалось чувство народности и все, кто мог носить и стрелять оружие шли на войну. Они с помощью старого обычая – закалыванием барана на горе Ачим-борз –официально объявляли своего врага, многие годы ими являлись казаки.

Таким образом, окруженные недругами ингуши, хоть и уступали по численности казачьему народу, спасали себя организованностью и необычайной подвижностью. Горцы всегда были готовы к неожиданным нападениям.

Представители ингушского рода Ахриеввых

В стане врагов в то время начинали поговаривать о поголовном истреблении ингушей или выселении их в Сибирь, как «неисправимых разбойников», однако народ и не думал сдаваться. Раздавленная на плоскости Ингушетия, затаившись в горных ущельях, лишь ждала удобного случая, чтобы снова броситься на противников

Война с казаками и местной властью велась на протяжении XIX-го века. Только после революции и основания СССР отобранные земли вернули обратно ингушам. Героическая борьба народа была оплачена с лихвой. В 1924 году происходит основание Ингушской автономной области, на чьей территории начинается следующая страница истории горцев.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS