Почитай

Нас обвиняют многие, что чеченцы – это проблема России. Мы же говорим и доказываем, что мы играем за Россию. Если надо воевать, умирать за Россию - мы готовы.
Рамзан Ахматович Кадыров
Человекоподобные Фалвара и Тутыр
Человекоподобные Фалвара и Тутыр
2021-02-28 17:00:00
Фалвара и Тутыр

Фалвара и Тутыр – это пара осетинских божеств, каждый из которых занимает собственную сторону медали, существующих неразрывно друг от друга. Параллели между ними возникают на уровне разбора имён, оба они появляются под влиянием христианства.

Благодаря святым мученикам и братьям Флора и Лавра рождается наименование языческого бога и покровителя мелкого рогатого скота — Фалвара. Что вообще связывает два христианских святых и божество осетинского пантеона? Согласно преданию, когда мощи братьев оказались в Константинополе, то крестьяне перестали страдать от вымирания скота, поэтому на Руси они почитались как защитники лошадей, а на иконах, где изображались, всегда фигурировало это животное.

Флор и Лавр, Новгородская икона, XV век

Наиболее древний образ осетинского фольклора, идущий от тотемного прародителя, являлся покровитель волков — Тутыр. У народа он был почитаем настолько, что в четь него приносили жертву специально откормленного козла. Мясо животного, что зарезалось в этот день, съедали в кругу семьи, поскольку божество строго запрещало делиться им с соседями. Если кто-то нарушал правило, то стаи волков уничтожали его скот.

Ежегодный праздник совершался в первые три дня Великого поста или Фёдорову неделю. Отталкиваясь от этой даты С. Кучеревский в статье «Осетинский праздник Хор-хор» 1848 года, выдвинул предположение, что наименование «Тутыр» происходит от христианского святого Фёдора Тирона, поскольку после жертвоприношений в честь данного божества, наступал день памяти Великомученика.

Фалвара считался самым милостивым и кротким божеством, который со всеми ладил и находился в дружеских отношениях, однако исключением был Тутыр, потому что по его велению стаи волков уничтожали так оберегаемых им овец

По мнению учёного В.Ф. Миллера, культ Фёдора Тирона пришёл в Осетию вместе с грузинами, об этом свидетельствует звуковой облик имени Тутыр искажённый от Тирона. Такое различие появилось благодаря посредничеству грузинских племён, что раньше осетин приняли христианство, однако образ божества и покровителя волков существовал задолго до святого Великомученика.

Ликург Спартанский

Если говорить о соотношении почитаемости, то Тутыр имел более высокий авторитет, чем Фалвара, потому что образ происходил от первопредка, он был одним из первых «культурных героев» северокавказского фольклора. Культ волка помимо осетин существовал у балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев.

По легенде между двумя божествами произошел спор о том, чьи стада, баранов или волков, лучше. Аргументы Фалвара звучали убедительнее, и Тутыр, уходя, затеял якобы шутливую потасовку, где он намеренно ударил в левый глаз противника после чего тот стал плохо видеть, однако Фалвара даровал прощение обидчику, который, наоборот, указал волкам, что теперь они могут свободно нападать на стада людей со стороны левого глаза покровителя овец

Тутыр бывал жесток не только с божествами, но и собственными волками: «он им чаще всего давал волю, но иногда сдерживал и морил голодом, заталкивая в пасть увесистые камни».

Фёдор Тирион

Ж. Дюмезиль, изучая историю Спарты наталкивается на интересный рассказ о законодателе Ликурге, чьё имя буквально переводится как «тот, кто держит волков на стороне». Согласно Плутарху, Ликург, получив право менять жизнь населения, в первую очередь запрещает домашние трапезы и вводит вместо них общие. Конечно, спартанцы собираются толпой и устраивают травлю. Алкандр, — один из участников бунта, — палкой выбивает глаз законодателю, но устыдившись его поступка граждане отдают провинившегося Ликургу. Тот, находясь постоянно при чиновнике, со временем проникается к нему уважением и обретает мудрость и умеренность в жизни.

Учёный проводит параллели между спартанской парой «Ликург» — «Алкандр» и осетинской «Тутыр» — «Фалвара», ведь события, что происходят между персонажами практически дублируются относительно порядка приёма пищи. Как известно, Тутыр, в отличие от Фалвара, желает, чтобы жертва, принесённая ему, съедалась внутри семьи, также, как и Алкандр, который восстаёт против введённых Ликургом общественных трапез, предпочитая им семейные. Разница между ними в том, что Ликург преуспевает в собственных начинаниях, а Фалвара — нет. Такое поразительное совпадение между греческими легендами и осетинским фольклором, по мнению Ж. Дюмезиля, не поддаётся логике – это или случай, или заимствование, или природа вещей. Хотя ни первое, ни второе, ни третье не представляется достаточно убедительным.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS