Почитай

Если я стану президентом, я заявляю, что не будет ни одного похищения! А человек, совершивший его, понесет заслуженное наказание!
Рамзан Ахматович Кадыров
Невесте заготавливали приданное не хуже той, что вышла замуж последней
Невесте заготавливали приданное не хуже той, что вышла замуж последней
2020-02-01 06:00:00
Утром брачный договор. Вечером урду-калым

Одним словом, разорительное это дело…

В формировании общественной жизни ингушских семей еще до принятия народом ислама особую роль играли адаты, оказывая непосредственное влияние на духовную культуру, семейный быт, мировоззренческие установки ингушей. К одному из адатов относился урду-калым, позволявший не только установить социальный статус фамилий, но и породниться семьям.

Институт урду и размер затрат на подготовку к свадьбе нередко ставил ингушские семьи в затруднительное положение, сказываясь на бюджете родителей невесты. У ингушей урду-калым принадлежит невесте. Вероятно, по этой причине горские семьи отдавали предпочтение рождению мальчика. Во-первых, мальчик — это продолжатель рода, кормилец, хранитель семейной чести, — что уже возвышало социальный статус семьи. А во-вторых, предпочтение мальчикам отдавалось в связи с непосредственным отношением ребенка мужского пола к урду-калыму.

Инициатором урду-калыма выступала сторона жениха

Ингушские семьи приравнивали рождение девочки к одному разбитому стеклу в окне. Родилась вторая девочка — разбилось второе стекло. Для нас подобное сравнение может показаться диким. Однако это не случайность. Родители девушки, что стала невестой и готова выйти замуж, шли на огромные расходы вплоть до покупки домашней обстановки, утвари, проще говоря, — полного комплекта вещей, необходимых для полноценной жизни новообразованной семьи.

Ни одна девушка в ингушских семьях не выходила замуж без дополнительных расходов со стороны ее родителей.

Здесь надо бы остановиться на стержневом моменте, предшествующем передачи урду-калыма. Прознав о желании сына жениться, родители просят родственников, соседей или знакомых узнать у родителей девушки, согласны ли последние, чтобы их дети вступили в брачные отношения. Родители девушки могут ответить отказом. Тогда вопрос с повестки дня снимается.

Отказ может прозвучать даже в том случае, если парень и девушка знают друг друга с детских лет и девушка готова выйти за него замуж. В случае отказа со стороны родителей парень мог и умыкнуть девушку, что не возбранялось адатами. Если родители девушки дали согласие на брак, сторона жениха готовит сватов, то есть, переходит к следующему этапу к подготовке свадьбы.

Давать согласие сватам на свадьбу в первый прием считалось неприличным

Сваты могут прийти два и три раза. С первого раза никогда не удается договориться о свадьбе. Ингуши считают это неприличным поступком. Получив согласие родителей девушки на брак, сваты угощаются и довольные визитом уходят, поблагодарив хозяев за гостеприимство. Но обряд еще не закончен.

Проходит несколько дней и сваты снова наведываются в гости к родителям невесты, с уже более конкретной целью — целью обсуждения величины урду-калыма девушке.

Нередки случаи, когда сваты не спрашивали мнение родителей девушки, а передавали тот урду-калым, что был назначен народом на совете аула. Иногда договаривались об урду-калыме сразу после получения благословения на брак. Так делали редко и в целях экономии бюджета, связанного с приемом сватов и гостей.

К чему ведем, в ингушских семьях вначале проходил обряд сватовства, другими словами, заключали брачный договор. И только потом решали вопрос о взносе и величине урду-калыма, включая материальные ценности девушки, что спешила выйти замуж.

В ингушской семье рождение девочки приравнивали к одному разбитому стеклу в окне

В качестве инициатора договоренности об урду-калыме по традиции выступала сторона жениха. Родители невесты, ее ближайшие родственники в качестве свидетелей всегда присутствовали при разговоре. И не возражали представителям со стороны жениха, когда речь заходила о величине урду-калыма.

Но вот что интересно, урду-калым в ингушских семьях не являлся главным условием договорённости о свадьбе молодых, обычай строго следовал за обычаем сватовства.

Тогда почему ингушские семьи такое колоссальное внимание уделяли выплате урду-калыма? Все просто. Что привезла невеста с собой в дом жениха, какое приданное заготовили ее родители, — новость доходила до каждого дома в ауле, становясь известным фактом всем селянам, соответственно, и всему ингушскому народу.  

Ни одна ингушская семья не могла позволить себе выдать дочь замуж, не заготовив ей солидного приданного. Зная, какой урду-калым был уплачен вышедшей последней из их поселения или соседнего аула девушке, мать возмущалась: «Чем хуже моя дочь?». И готовила ей приданное еще и лучше той, что вышла замуж последней.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS