Почитай

Это непорядочно — показывать свои отношения. Притом целоваться прямо в общественных местах — крайняя невоспитанность… Если они будут целоваться на улице и рожать без брака. И тогда не будет у нас патриотизма, не будет ничего в России.
Рамзан Ахматович Кадыров
Осетинское надгробие, XX век
Осетинское надгробие, XX век
2021-01-17 17:00:00
Возникновение осетинских фамилий Часть I Корни

Определённые исторические условия, развитие общественного сознания, социально-экономические факторы и даже религия предопределяли появление у людей фамилии, под которыми принято было объединять всех членов семьи и передавать наследственным путём.

Чуть позже фамилия приобрела своё современное значение как официальной части полного имени, указывающее на принадлежность человека к конкретной семье.

Названия фамильного типа впервые появились в Северной Италии в XI веке, откуда распространились по всему свету. Процесс этот проходил неравномерно, поэтапно, на протяжении нескольких столетий

По мнению учёного В. К. Чичагова, базой для фамилий служили прозвищные отчества, которые в процессе складывания, закрепления и передачи сначала появлялись у имущих классов, а потом у всех остальных.

Георгий Хетагуров - герой СССР

В. А. Никонов поддерживая своего коллегу, считает, что возникновение фамилий происходило по строгой социальной иерархии и зачастую занимал несколько столетий. К примеру, в Осетии у алдаров и баделят они появляются уже в XVII-ом веке, а «уазданлагов» Куртатинского и Алагирского ущелий возникают только во второй половине XVIII века.

На Северном Кавказе появление фамилий не было единовременным актом. В одних районах они сложились во время феодализма, в других - при капитализме, а в остальных только при Советском союзе"

Современные осетинские фамилии, по научным исследованиям, зародились не ранее XVI-XVII вв. и в первую очередь, это было связано, с социальным и экономическим развитием общества. При этом, значительная часть имён имела исконно-иранские корни, которые велись от имени родоначальника и его братьев.

В науке есть немало сведений о том, что формирование фамилий в Осетии имеет многовековую историю. Учёный А. Х. Бязров, исследуя надписи могильной плиты "Лаканы цырт", на которой была написана родословная знатного покойника, относит к Х-му веку и делает акцент на том, что эта запись - первая фиксация осетинских фамилий.

Святой Хетаг

Данная надпись явилась также свидетельством определенного порядка перечисления имен на осетинском языке, - сначала отчество, а потом имя - Пакатара сын Анбалан, Анбалана сын Лакап

Еще одно наличие фамилий у осетинского народа было зафиксировано в "Жизнеописании Грузии" в памятнике, датируемого XIII-ым веком. Грузинский лингвист М. К. Андроникашвили приводит свидетельство, повествующее о двух осетинских князьях Переждан и Багатар по фамилии Ахсарпакани, что бежали от преследования монгольского хана Беркея из Северного Кавказа на юг. По мнению исследователя, фамилия, которая была зафиксирована в источнике относится к осетинскому фамильному имени Ахсартагата или к одноимённой касте из Нартского эпоса.

Распространившееся среди осетинских племён христианство способствовало появлению в данной среде славянских православных наименований и последующих за ними фамилий. Понимая ценность имени, религия взяла на себя право наделять им людей, "придав этому акту религиозный характер".

Цырт

Осетинские родословные начали записываться довольно поздно- в первой половине XIX-го века, однако практиковалось и прежде, но не имело массовый характер. Сегодня сведения о княжеских родах XVI-XVIII вв. можно получить лишь из отрывочных записей грузинских и русских авторов.

Например, из статейного списка пребывания посольства дворянина Никифора Толчанова и дьяка Алексея Ивлева в Имеретии, относящиеся к XVII-ому веку, становится известна фамилия уважаемого стыр дигорского владельца Карабгоева, которая существует и поныне.

Также многие семьи имели фамильное предания, из которого было понятно происхождение их фамилии. Род Хетагуровых имел свое предание о Хетаге - его родоначальнике, который был младшим сыном князя Инала из Большого Зеленчуга. Юноша, приняв христианскую веру, бежал в горную Осетию. Посетив много мест, Хетаг стал святым, и большая часть населения Наро-Мамисонской котловины связывают своё происхождение именно с ним, как и носители фамилии Хетагуровых.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS