Почитай

Если я стану президентом, я заявляю, что не будет ни одного похищения! А человек, совершивший его, понесет заслуженное наказание!
Рамзан Ахматович Кадыров
Сека Гадиев
Сека Гадиев
2021-07-16 08:00:00
Сека Гадиев Часть I Псаломщик

Имя Сека будет жить до тех пор, пока будут осетинский народ и осетинская литература

Человек, который рождается с Богом в сердце — так фразой описывается сущность проницательного человека, жившего в Осетии в XIX-ом веке. Сека Гадиев — прозаик и поэт. Молодость провёл в скитании, бегая по церквям в поисках работы. Растёт в труде - обрабатывает землю, ходит пастухом, занимается подённым трудом, а параллельно с этим обучается письму и чтению, знает три языка — грузинский, осетинский и русский.

23 октября 1872 года будущий литератор сдаёт экзамен на право занимать псаломническую должность. В обязанности как служителя православного храма входит произнесение Священного писания и молитв во время богослужений. В церковной иерархии — это нижестоящий чин, поэтому Сека Гадиев терпит унижение и пренебрежительное отношение со стороны высшего руководства.

Батако-юрт

Покинув Гудское ущелье, — малую родину — молодой служитель начинает колесовать по сёлам Северной Осетии. Дарг-кох, Батако-юрт, Гизель, Саниба — в этих местах во время церковных приходов раздаётся голос псаломщика Гадиева. Работа оплачивается, но жить на такие деньги нельзя. Кроме проведения служб, Сека приходится заниматься земледельческим трудом. Дома ждёт семья, которой требуется пища, одежда и крыша — выхода нет. Воспоминания старшего сына Цомака по совместительству первого биографа писателя, описывают отца, как человека, который «с потом и кровью вырывал черствый ячменный хлеб с клочков пашни».

Иногда работа псаломщика несла опасности. В селе Батако-юрт, расположенного на восточной окраине осетинской равнины, жители постоянно под угрозой нападений со стороны соседей-ингушей. Тревожась за жизнь многочисленной семьи, Гадиев вынужденно просит епархиальные власти перевести в спокойное место

Гудское ущелье

Сека Гадиев мечтает о собственной земле и надеется, что верная служба и полная самоотдача будет достойна благодарности, однако богатая церковь не проявляет щедрости. Даже отказывает детям священников в бесплатном образовании.

Открыв в себе страсть к литературе в конце 70-ых гг., священнослужитель часто публикуется в местной газете «Ног цард». Воспользовавшись такой привилегией, в одной статье описывает тяжёлое и приниженное положение псаломщиков, которые вынуждены унижаться перед религиозными сановниками. Автор говорит о страшных вещах: как вымогают часть жалования, подолгу не принимают и глухи к проблемам образования. Только за редким исключением встречаются люди, желающие помочь другим.

В других статьях, например, «Блаженная царица Тамара» и «Давид-Сослан» Сека Гадиев отметил роль двух исторических личностей в распространении христианства в Осетии, о воздвижении храмов в осетинских аулах

Псаломщик

31 июля 1909 года Сека Гадиев пишет прошение и увольняется. Исполнение обязанностей теперь забота сына Николая, а отец тем временем решает переехать во Владикавказ. Такое решение он принимает из-за ареста среднего сына, чьё участие в революционном движении приводит к ссылке в Восточную Сибирь. Писатель не сдаётся и в течении четырёх лет пишет на имя императора прошения о помиловании, но безрезультатно.

Сека так и не встретился с сыном. Освобожденный из ссылки после Февральской революции 1917 г. Цомак возвращается в Осетию уже после смерти отца.

На старость лет Гадиев отдаёт себя земле, покупает участок и берёт пару штук в аренду, где занимается выращиванием агрокультур. Но при этом успевает участвовать в жизни православного Владикавказа. Во время престольных праздников читает стихотворения собственного сочинения и рассказывает о христианстве в Осетии.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS