Почитай

Я ведь всю жизнь ходил с автоматом. А я мечтаю свободно ходить по улицам, как обычный человек, прийти в клуб или в ресторан без охраны, сесть за стол с друзьями и не загадывать, что будет завтра… Я всегда хотел мирной жизни и всегда мечтал помогать людям.
Рамзан Ахматович Кадыров
Памятник поэту
Памятник поэту
2021-07-16 17:00:00
Сека Гадиев Часть II Поэт

9 июля 1915 года у Ильинской часовни на Мещанском кладбище во Владикавказе собирается группа людей, желающая попрощаться с человеком по имени Сека Гадиев. Для них — он не обычный псаломщик, а поэт и писатель, чьи стихи, рассказы, статьи и спектакли пропитаны весенним воздухом. Осетинский народ ощутил утрату, горе засело внутри, перед глазами застыли руки, приложенные к груди с иконой Иисуса Христа, медленно опускающихся в могилу.

Таким запомнили литератора в тот день, однако с именем осетинского «певца» в первую очередь возникают ассоциации с фольклором и сказками. В начале творчества Гадиева опирался на сказания, подвергая переработке. С момента публикации секаеского «Чермена», песня вытеснила народные варианты. Аналогичная ситуация произошла и в России с произведениями Пушкина, занявших место каноничных.

 

Сека перерабатывает народную песню, вносит собственную интонацию и краску, оригинальные детали и не случайно это произведение становится не только знаковым в творчестве поэта, но признаётся шедевром в осетинской поэзии

Мещанское кладбище, Владикавказ

Гадиев любил Осетию в фольклорном, сказочном, литературном отражении с мифами и выдумками, однако рядом со стихосложением расположилась публицистика с взглядом на современность. В местных журналах и газетах печатались статьи писателя, в которых облачал современное осетинское общество. Ни капли не боясь, писал о пьянстве, лень и воровство. Открыто говорил о проблеме национальной неприязни, описывая столкновения ингушей и осетин. Здесь же проявлял себя как истый верующий. В «Христианской жизни» псаломщик думал о просвещении народа, выступал против засилья устаревших обычаев и обрядов, писал о житиях святых и церкви.

Произведение Гадиева

Словом, срывая корочки ран, Сека говорил о том, что калым и пышные похоронные обряды — это глупость. Мнение аргументировал тем, что на проведения ритуалов - затея не из дешёвых и обрекает людей на бедность. Поэтому призывал осетинский народ отринуть наследие предков и распорядиться средствами правильно, например, потратить на образование детей.

В одном сборнике Сека Гадиев включал несочетаемое. В одной части собирал фольклорные записи, изображающие великое прошлое осетин, а в другой публиковал статьи, в которых выступал против отсталых обрядов и алкоголизма вокруг. На этом противоречии прошлого и настоящего автор показывал: вот кем вы были и кем стали

Появление прозы - это достижение Сека Гадиева, благодаря которому писатель входит в анналы осетинской литературы.  Произведения писателя носят исторический характер. Например, повесть «Бабале» поднимает проблему раскрепощения горянки, любви и свободы чувств, а в рассказе «Женщина в трауре» автор резко демонстрирует разрушительный характер крепостного права. Кроме сочинительства Гадиев занимался переводом русских поэтов на родной язык и кавказский народ впервые знакомится с баснями Крылова.

Сборник сочинений, переведённых на русский язык

Жизнь писателя трагически обрывается 8 июля 1915 г. На пересечении городских улиц лошадь, ведущая арбу, неожиданно пугается проезжавшего мимо автомобиля и несётся вскачь. Сека Гадиев, не удержавшись, падает и ударяется головой о каменный мост. Врачи не успевают, поэт умирает по причине кровоизлияния в мозг.

В тот день Сека Гадиев отправляется из Владикавказа в Гудское ущелье, чтобы выступить в качестве посредника между конфликтовавшими из‑за земли крестьянами. Жители родного общества часто обращались к нему за советом и помощью. В поездке сопровождал посланец гудцев Дзахот Дзестелов

Сегодня имя Сека Гадиева не так известно, как Хетагурова. Местные жители возмущены тем, что во Владикавказе до сих пор нет улицы имени писателя, однако решение касательно этого вопроса было принято ещё в 1990-ом году. Народ читает, что государство несправедливо замалчивает о заслугах основоположника осетинской прозы и христианского просветителя, который часть культуры Осетии.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS