Почитай

А где ты видел, чтобы чабан снимал папаху перед бараном?Ответ Жириновскому на вопрос: "Что вы, как чабан, сидите в папахе?"
Ахмат-Хаджи Кадыров
Нартский осетинский эпос
Нартский осетинский эпос
2021-03-20 08:00:00
Овсы Часть III Бюрократическая ошибка

В многочисленных архивах существуют документы, проливающие свет на неиронское происхождение, найденных древних памятников культуры на территории современной Осетии. В отчётной записке одной из экспедиций XIX-го века говорится о том, что при осмотре гробницы в селе Гизель обнаружились доведённые до разнообразных состояний трупы. Присутствовавшие там местные осетины рассказали народное предание о том, что здешняя земля когда-то принадлежала кистинам, то есть ингушам. Склеп создали нахи, где и хоронили покойных, однако, когда пришли ироны, они выбросили оттуда старые останки и очистили место для собственных умерших.

Вызывает вопросы и нартский эпос, который является связующим звеном между народами Северного Кавказа. Сказания о приключениях героев богатырей или нартов сложились в VIII-VII вв. до н.э. и стали группироваться в отдельные циклы только в Средневековье.

Балкарский народ дружит с осетинским

Ироны – пришлый народ и об этом хорошо знали верховные структуры тогдашней Северо-Осетинской АССР. В процессе совместного житья-бытья с нахами они перенимали фольклорную традицию и переиначивали сюжеты на свой лад, следую канону. В ноябре 1940-го года под руководством В.И. Абаева и И.В. Джанаева создаётся государственный комитет, занимающейся изучением и изданием книг со сказаниями о нартах. Проще говоря, перед чиновниками ставится задача популяризировать осетинскую фольклорную традицию, дабы восполнить страницы ранней истории народа. Подобной блажи не было ни у одного из других кавказских народностей, даже после депортации.

Вероятно, что хатиагская речь, фигурирующая в осетинских нартских сказаниях и есть тот самый «особливый» язык овсов, проживавших на этих землях до появления иранов и тюрков

Предавая нарсткий эпос историческому анализу, исследуя корни зарождения, учёные приходят к выводу, что территория, где за века сформировалось духовное наследие кавказских народов, располагалась на центральной и западной частях Северного Кавказа, – современные Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария, а также Абхазия.

Карта Кавказа

Осетиноведы советского периода провели большую работу, которую профессор И.А. Дахкильгов называет «затуманиванием сознания своего народа», обвиня их в том, что они «совершили преступление», написав слишком много диссертаций и монографий о том, что овсы являлись ираноязычным народом.

Название «овсы» фигурирует в грузинских летописях не раз. Раньше земли Балкарии именовалась Басианом, а балкарцы – овсами. Известный Вахушти, живший в XVIII-ом веке писал: «Здешние овсы знатнее всех прочих овсов, и между ними попадаются помещики, имеющие закрепощенных крестьян.» Его перу принадлежат и слова о том, что овсы ничем по верованию, нравам и поступкам не отличались от тех же ингушей и чеченцев.

Коста Хетагуров. Ну чем не перс?

В посланиях, что отправлялись кумыкскими и кабардинскими феодалами, российской администрации название «ось», «овсети» и «овсы» распространялось на абазинцев, шапсугов, карачаевцев, сванов, балкарцев и дигорцев.

Юлиус Клапрот чуть позже и сам запутался в том, кто и как кого называл. Изучение этнонимов и различных древних наречений – интересный и одновременно сложный процесс. Вот, что заприметил немецкий востоковед в XIX-ом веке:

Осетины называют себя ир или ирон, а свою страну именуют Иронзаг или Иронистан. Ногайские и другие соседние татары называют осетин оссами или также таули, что означает житель гор, так как они занимают самый высокий хре­бет Кавказа. Черкесы называют их кушха, а Мисджегские народы называют – хири, что является, вероятно, искажением их собственного имени ир. Лез­гины называют осетин отци или отц, а грузины - осей или также овей, а их страну Осетией, откуда русские сделали осетинцы, однако это название чуждо самой народности, и они пользуются им только в сношениях с чужезем­цами

Приведённые из древних источников примеры ярко иллюстрируют всю запутанность исторической науки. Являлись овсы предками современных осетин, или так называли нахоязычное племя, проживавшее на территории Центрального Кавказа? Современные учёные, переосмысляя и опровергая ошибки прошлого приходят к тому, что этноним «овсы» был перенесён на иронцев и закреплён за ними русской администрацией. Бюрократическая ошибка, наделавшая очень много шума, благодаря которой на свет появились различне диссертации, монографии, книги и эти три статьи.

Подождите немного...
Ваша партнерская
ссылка всегда под рукой! Находясь на любой странице — просто нажмите на этот блок и поделитесь интересной информацией в социальных сетях либо скопируйте ссылку. Статистику переходов по вашей ссылке можно отследить в разделе партнерство

SMS